Мрачное и печальное в романе А. П. Платонова «Чевенгур»
Роман Андрея Платонова «Чевенгур» написан в 1929 г., в годы репрессий и неотступного контроля властей над всеми жителями нашей необъятной родины. «Чевенгур» — это не просто самый большой платоновский текст, но и своеобразная веха в творчестве писателя: здесь Платонов подверг критическому пересмотру, зачастую доводя до абсурда, «ультрареволюционные» идеи, нашедшие выражение в его поэзии, публицистике и художественной прозе начала 20-х гг. Расставание с прежними взглядами означало для Платонова прощание с целой эпохой в жизни
«Чевенгур» — один из самых ярких образцов прозы Платонова, сформировавшейся в начале 20-х гг. XX столетия. Узнаваемые черты реальной действительности первых десятилетий прошлого столетия приобретают здесь гротескно-мифологизированный вид. Однако при всей гротескной остроте романа все его содержание пронизано романтической мистикой, религиозно-эстетическими откровениями русского символизма.
Отдавая текст романа Горькому, Платонов писал,
И действительно, роман «Чевенгур» долгое время был запрещен. Написанный в 1929 г., он увидел свет только в 1988 г. Что касается жанра, «Чевенгур» соединяет в себе черты «романа-воспитания» и «романа-путешествия».
Что же такое Чевенгур? Само название романа несколько мрачновато, сочетание «Ч» и «Г» создает впечатление чего-то темного и рутинного. И действительно — это так. В своем романе Платонов описывает фантастический город Чевенгур, где якобы уже построен коммунизм. Вообще, тема строительства коммунизма — основная тема литературы той эпохи. Коммунизм все понимали по-разному, кто в силу своей образованности, а кто — необразованности. Понимание этого явления Платоновым отражено в романе.
Герои романа — простые люди, мировоззрение которых сформировалось на фронтах гражданской войны, после которой они получили власть и свободу. Но в силу своей безграмотности они не смогли распорядиться приобретенным богатством как следует. Эти люди темны, они мыслят ограниченно, они хотят как лучше, но получают «как всегда». Они запутались в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах.
Эти индивиды вышли из народа, они приучены верить и жить no-совести, но в их собственном понимании. Они искореняют труд, объясняя так: труд — это причина всех народных страданий, так как именно труд создает материальные блага, именно труд заставляет человека стремиться к большему, нарушая естественный баланс жизни. Питаться, по их мысли, надо тем, чем пошлет природа.
Что же получили герои платоновского «Чевенгура»? С одной стороны, теоретически идеальное общество, где все живут в естественных условиях, никто не заставляет никого ничего делать, все свободны. Все, что необходимо человеку в этой жизни, им заменяет вера. Но подавить естественные потребности можно, как и можно запретить труд, чувства и т. п. но нельзя запретить человек}’ думать, бороться, при этом бороться не с врагом, а с самим собой. Не может человек жить, ничего не делая, не может существовать просто ради веры и абстрактного блага других людей, в противном случае он погружается во мрак безнравственности и глупости. Главный герой «Чевенгура» — Саша Дванов — живет только идеей, верой. Он верит в идеалы Чевенгура, он живет по его законам. И не потому ли так трагично завершение жизни главного героя? Он не справляется с борьбой «внутреннего» и «внешнего» человека, он уходит в озеро, утратив ценность этой жизни, утратив ее смыл и стимул.