Юмор и сатира в стихах Маяковского
Сатира и юмор присутствуют во многих произведениях Маяковского, и сейчас нам трудно представить творчество поэта как без сатиры, так и без юмора. В начале своего творческого пути Маяковский критиковал, высмеивал, в основном, буржуев, их жизненные ценности, устоявшиеся принципы, уклады. Буржуазный мир казался ему чем-то жалким, гадким и уж никак не достойным примером для подражания. Очень ярко это выражено в стихотворении »Нате!», написанном в 1913году. В одном четверостишье Маяковский удивительно кратко и точно показывает натуру обывателей:
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
Вот вы, женщина, на вас белила густо,
Вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Обыватели — люди, не имеющие духовных ценностей, им присущи лишь низменные интересы. Маяковский подобрал довольно яркое сравнение — человек и моллюск. Женщины, подобно устрицам, огородились от внешнего мира своими вещами, им хорошо внутри — они чувствуют себя тепло и безопасно, а больше им ничего и не надо.
Маяковский использует в своем творчестве множество сатирических приемов. Так, ирония прослеживается даже в названиях произведений поэта,
»Желудок в панаме! Тебя ль заразят величием смерти для новой эры?!
Желудку ничем болеть нельзя, кроме аппендицита и холеры!»
Своеобразным моментом в сатирическом творчестве Маяковского стала частушка, написанная в 1917году: »Ешь ананасы, рябчиков жуй, День твой последний приходит, буржуй». Тут чувствуется желание раннего Маяковского направить свое творчество на службу новой власти. Отношения с этой самой властью складывались далеко не просто (в принципе, это отдельный разговор, так что не будем тут углубляться, дабы не отходить от своей темы), но все же несомненно одно — Маяковский искренне верил в революцию. Такой вывод можно сделать из его автобиографии, где он написал: »Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня (и для других москвичей-футуристов) не было. Моя революция». Теперь автор ставит в центр своих сатирических произведений других героев. В первую очередь, врагов революции. Долгие годы эта тема оставалась важной для поэта, давая русской литературе все новые и новые произведения Маяковского. В первые годы после революции это стихи, которые писались на агитационных плакатах. Маяковский принимал участие в их создании не только как поэт, но и как художник-оформитель — ко многим его стихам прилагались рисунки. На этом этапе для Маяковского характерно использование таких литературных приемов как гротеск, гипербола, пародия — так, некоторые надписи напоминают мотивы известных в то время песен, например, »Во Францию два гренадера». Герои этих песен — белые генералы, несознательные рабочие и крестьяне, буржуи — непременно в цилиндрах и с большими, отяжелевшими животами. К новой жизни Маяковский предъявляет высокие требования и, видимо поэтому, многие сатирические стихи поэта показывают ее пороки. Например, стихотворение »О дряни», которое приобрело большую популярность, показывает обывательскую жизнь как нельзя лучше. Тут к Маяковскому будто бы возвращается прежний антиобывательский пафос: »Страшнее Врангеля обывательский быт». Вполне безобидные предметы быта, такие как самовар, домашние цветы, птица в клетке, приобретают значение символов нового мещанства и становятся зловещими. Маяковский разоблачает некоторое людское двуличье, высмеивает его. Так, например, женщина хочет купить платье с серпом и молотом не из-за советских идеалов и убеждений, а лишь для того, чтобы не показаться необразованной и темной, чтобы пощеголять на балу: »И мне с эмблемами платья. Без серпа и молота не покажешься в свете. В чем сегодня буду фигурять я на балу в Реввоенсовете?». Подтверждение тому, что женщина эта, равно как и ее муж, является невежей — отложенная в сторону газета, в которой опубликованы произошедшие в стране события: »На »Известиях» лежа, котенок греется». Зачем же покупать газету, если ее никто не читает? Да просто обыватели хотят казаться умнее, чем они есть на самом деле. В финале стихотворения разворачивается гротескное действие — оживает портрет Маркса, который выступает с довольно странным призывом: »Скорее головы канарейкам сверните, чтоб коммунизм канарейками не был побит!». Надо отметить, что понятен этот призыв только после прочтения всего стихотворения, в котором канарейки приобрели значение символа мещанства.
В сатирическом стихотворении 1922г. »Прозаседавшиеся» Маяковский показывает негативные черты бюрократизма, волокиты, бесконечных заседаний. В гротескной форме поэт описывает долгое и муторное хождение просителя по инстанциям. Характерно то, что в стихотворении нет строгого размера стиха, наоборот — в нем слышны живые интонации разговорной речи. Комизм ситуации нарастает по мере развития сюжета, превращаясь постепенно в фантастическую картину раздвоившихся людей: »Они на двух заседаниях сразу. В день заседаний на двадцать
Надо поспеть нам.
Поневоле приходится разорваться!»
Используя гиперболу, Маяковский высмеивает разнообразие заседаний: »Заседают: — покупка склянки чернил Губкооперативом», »Все до 22 лет на заседании комсомола», »На заседании а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». Сразу бросается в глаза нелепость, ненужность и бессмысленность заседания из-за покупки баночки чернил. Этим автор хочет показать, на какие мелочи приходится тратить служебные часы, в то время, когда они нужны для разрешения более важных проблем. Стихотворение заканчивается фразой, ставшей своего рода крылатой: »О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний.»
Вся поэзия Маяковского пронизана сатирой и юмором. Он высмеивает обывательский быт, осуждает чиновников, освещает волнующие его проблемы. Сатира становится сильным оружием, когда служит талантливому человеку, например, такому, как Маяковский.