Тема революции в произведениях В. В. Маяковского 1917 – 1921 годов


“О, четырежды славься!” – такими словами В. Маяковский встретил Великую Октябрьскую социалистическую революцию. Он был убежден, что революция и поэзия были нужны друг другу.
Маяковский искал духовную опору. “Я в Ленине мира веру славлю и веру мою”, – сказал он после Октября.
“Моя революция” – это принятие идеалов свободы и демократии. Однако скоро поэт увидел, как они отражаются на всех этапах управления власти. Появилась сатира, злое осмеяние коммунистов-заседателей.
Ведущим пафосом в поэзии Маяковского становится тема отрицания. В стихотворении 1917 года “Братья писатели” поэт призывает товарищей по цеху не пустословить, а бороться за лучшее будущее:
Если
Такие как вы,
Творцы –
Мне наплевать на всякое искусство.
В сентябре 1917 года В. Маяковский выступает в Москве в Политехническом музее с докладом “Большевики искусства”. Вернувшись в Петроград, он пишет двустишие:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй.
Это стихотворение стало гимном людей, борющихся за равенство. По свидетельству петроградских газет, напевая эти строки, матросы шли на штурм Зимнего дворца.
В первые революционные годы поэт на поток поставил изготовление плакатов. Любого, кто сомневался в необходимости революционного насилия, Маяковский зачисляет в разряд обывателей, противников


пролетариата. Он верит, что революция поможет людям освободиться от духовной нищеты:
Я ж
С небес поэзии
Бросаюсь в коммунизм,
Потому что
Нет мне
Без него любви.
“Ода революции”, написанная к первой годовщине Октября, отражает представления о революционных процессах. Поэт стремится осмыслить суть контрастов “нового мира”. Самые высокие слова и уничтожительные, весомые эпитеты и самые простые подбирает Маяковский, провозглашая революцию:
О, звериная!
О, детская!
О, копеечная!
О, великая!
Он подчеркивает и нужность революции, и ее жестокость по отношению к людям, борющимся за изменение жизни:
Ты шлешь моряков
На тонущий крейсер,
Туда,
Где
Забытый
Мяукал котенок.
В конце оды поэт проклинает и в то же время славит революцию.
В стихотворении “Призыв по армии искусства” В. Маяковский призывает близких ему по взглядам футуристов поддержать революцию, “воспеть ее” в своих произведениях:
На улицы, футуристы,
Барабанщики и поэты!
Гимном пролетарской мощи явилось новое произведение 1918 года – “Левый марш”. Поэт призывает к борьбе с врагами революции:
За голод,
За мора море
Шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат нанятой,
Стальной изливаются леевой, –
России не быть под Атлантой.
Левой!
Левой!
Левой!
Во время выступления в Доме комсомола 25 марта 1930 года Маяковский рассказал об истории создания этого стихотворения: “Мне позвонили из бывшего гвардейского экипажа и потребовали, чтобы я приехал читать стихотворение, и вот я на извозчике написал “Левый марш”. Конечно, я раньше заготовил отдельные строфы, а тут только объединил адресованное к матросам”.
Поэма “150 000 000”, написанная в 1919 – 1021 годах, утверждала ведущую роль русского народа в социалистической революции. Ленин воспринял произведение отрицательно, видя в нем образец футуризма. Восторженное отношение сопровождается у Маяковского сатирой и руганью. Поэма, созданная “во славу множествам”, сюжетно разыгрывается как “Чемпионат всемирной классовой борьбы!”.
Такая упрощенная манера будет преобладать до конца жизни В. Маяковского.
В первой советской пьесе (“Мистерия – Буфф”) идет вовлечение зрителя в переживание грандиозности свершившихся событий. Поэт активно воздействует на зрителя.
Сегодня
Это лишь бутафорские двери,
А завтра
Болью сменится театральный сор
Мы это знаем!
Мы в это верим!
Сюда, зритель!
Сюда, художник!
В условной, фантастической форме обобщается здесь гуманистический смысл революции.
“Ода революции”, “Левый марш”, “Мистерия-Буфф” – это первые образцы социалистического искусства Великого Октября, которые покоряют верой поэта в будущее.
Необыкновенное в его произведениях тех лет вырастает из жизни.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Интерпретация стихотворения послушайте маяковского кратко о главном.
Сейчас вы читаете: Тема революции в произведениях В. В. Маяковского 1917 – 1921 годов