Мой Маяковский


Мое знакомство с Маяковским состоялось много лет назад. Тогда это было для меня чем-то громадным, непонятным и нескладным. Сказалось также сложившееся о нем представление как о певце революции. Да, это действительно так, потому что даже в самых лирических его произведениях рядом с душевными переживаниями поэта неизменно присутствует красный цвет – цвет революции:
В поцелуе рук ли,
Губ ли, В дрожи тела
Близких мне Красный цвет
Моих республик тоже
Должен
Пламенеть.
И подобно тому как превозносили поэта в первые годы советской власти, теперь, в связи с изменившейся политической обстановкой в стране, – его стихи подчас отвергают. А допустимо ли это?
Сейчас я познакомилась с другим, совершенно новым для меня Маяковским – лириком. И в очередной раз осознала всю безосновательность категоричных суждений. Мой Маяковский. Да, этот поэт, некогда читавшийся по принуждению, теперь стал моим.
Наиболее близка мне в его творчестве любовная лирика. Она достигает таких вершин чувства, что ей уже не хватает обычных слов – слишком серыми и бесцветными кажутся они. И появляются образы-гиганты: “громада любовь”, “любовища”.
Маяковский не умеет чувствовать “мелко”. Необыкновенная сила чувства сквозит даже в ритме его стихотворений. Если прислушаться, то вся мелодия стиха напомнит ритм исполинских шагов. Маяковский-гигант,


плачущий морями – “слезищами”, для которого океан мал, а небо кажется “крохотным”. Поэт беспредельности в одних стихах – вдруг становится нежным “мальчиком”, с которым женщина играет, “как девочка с мячиком”, в других – слова “кричат”:
.душу вытащу,
Растопчу.
Чтоб большая! –
И окровавленную дам, как знамя.
И вдруг – с громогласного крика переходит на шепот, исполненный отчаяния:
Дай хоть
Последней нежностью выстелить
Твой уходящий шаг.
Маяковский для меня – это человек, смотрящий на мир и видящий его не так, как я. И этим он мне интересен. Поэт привлекает своей неповторимостью, несхожестью с другими, восхитительным миром диких фантазий:
А вы
Ноктюрн сыграть
Могли бы
На флейте водосточных труб?
И в то же время – удивительной трогательностью стиха:
Подошел и вижу – за каплищей каплища
По морде катится, прячется в шерсти.
И какая-то общая
Звериная тоска плеща вылилась из меня
И расплылась в шелесте.
Нежность, ненависть, любовь, тоска и боль – вся гамма человеческих чувств представлена у Маяковского в самом ярком их проявлении.
Безусловно, поэта можно любить или не любить, принимать его идеи или быть их противником. Но то, что действительно достойно уважения – глубина чувства, постоянство, преданность идее, – это неизменно присутствует в стихах Маяковского.
Но он умел быть и другим – насмешливым, едким, беспощадным.
Вечер. Театр сатиры. На сцене – “Клоп” Маяковского. И сразу задумываешься о том далеком или только кажущемся далеким времени в истории моей страны.
Начало века, коренная ломка всех устоев и жизненного уклада страны. Революция, принесшая совершенно новый взгляд на мир. Кто-то воспринял ее с восторгом, кто-то занял выжидательную позицию (“А что-де будет-то?!”), кто-то не принимал ее и страдал. А вот некоторым было все равно, на какой почве паразитировать. Такие люди, не имеющие собственных убеждений, приспосабливались ко всему, крича “Ура!”, если это делали все вокруг, или – “Долой!”, в зависимости от того, что было выгодно.
Поиск выгоды, умение приспосабливаться, отсутствие каких бы то ни было нравственных понятий объединяет главных героев “Клопа” – Присыпкина, Баяна и семью Ренессанс. Для того чтобы получше устроиться уже в новой жизни, можно сменить фамилию Присыпкин на “аристократический” псевдоним Скрипкин, совершить выгодную сделку – обмен профсоюзного билета на парикмахерскую. Обывательщиной и пошлятиной пронизаны души этих людей, низменные чувства видны в каждом их поступке.
Да, 20-е годы, борьба с мещанством. Но если вдуматься более глубоко, то станет ясно, что комедия, написанная Маяковским на злободневную тему, волновавшую всех в ту уже далекую от нас, молодых, эпоху, то невольно напрашивается вопрос: “А что, неужели среди нас нет Присыпкиных и Баянов?” Несомненно, есть. И именно поэтому комедия Маяковского имеет не только историческую подоплеку, но и затрагивает общечеловеческие ценности.
Маяковский был оптимистичен, предположив в своем произведении, что светлое будущее совсем недалеко – через какие-нибудь полвека. Но, к сожалению, мы, люди, стоящие на пороге нового века, все еще не знаем противоядия против “клопов”, паразитирующих в нашем обществе. Изолировать таких людей, как предложил Маяковский, невозможно. И становится грустно, так как эта комедия на самом деле имеет трагический подтекст: ни одна идея не может быть претворена в жизнь, не будучи опошленной грязью и низостью мещанской натуры.
Вечер. Театр сатиры. На сцене – “Клоп” Маяковского. И сразу задумываешься. О чем? О сегодняшнем дне.
Таков он – мой Маяковский. Сатирик и лирик. Романтик и трезвый реалист. И всегда – Поэт.



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Проверка теоретических знаний по разным типам вопроса.
Сейчас вы читаете: Мой Маяковский