Проблематика второй главы поэмы «Облако в штанах»

«Облако в штанах» — революционная поэма, и не только по теме, но и по новому, революционному отношению художника к миру, человеку, истории. Элементы трагедии отступают в ней перед жизнеутверждающей патетикой. Конфликт поэта с действительностью теперь находит разрешение в призыве к активной борьбе. Особенно наглядно это прослеживается во второй главе поэмы. Именно в ней Маяковский дает отчетливо почувствовать неотвратимость стремительно наступающего кризиса всего миропорядка и грядущих революционных событий:
Я,
Обсмеянный

у сегодняшнего племени,
Как длинный
Скабрезный анекдот,
Вижу идущего через горы времени,
Которого не видит никто.
За ними следуют строки, которые по праву можно считать ключевыми во всей поэме:
Где глаз людей обрывается куцый,
Главой голодных орд,
В терновом венце революций
Грядет шестнадцатый год.
Душа поэта — в его стихах, весь смысл его деяний и высшее
Счастье — в служении восставшему народу:
А я у вас — его предтеча;
Я — где боль, везде;
На каждой капле слезовой течи
Распял себя на кресте.
Тематически «Облако в штанах» — поэма о любви поэта, об искренности
человеческих отношений, которая сталкивается с ложью социальных и нравственных законов буржуазного общества. Но любовная драма становится здесь лишь частным выражением общего социального конфликта. Снова звучит в поэме мотив страданий человека в капиталистическом мире, ответственности за них поэта, но звучит он по-иному, чем ранее. В единстве с людьми поэт осознает ту силу, которая позволяет ему принять вызов буржуазномещанского мира:
Плевать, что нет
У Гомеров и Овидиев
Людей, как мы,
Я знаю —
Солнце померкло б, увидев
Наших душ золотые россыпи!
Поэт призывает людей не просить, а требовать счастья здесь и сейчас:
Жилы и мускулы — молитв верней.
Нам ли вымаливать милостей времени!
Мы —
Каждый —
Держим в своей пятерне
Миров приводные ремни!
Маяковский верит в человека и в будущее торжество высоких человеческих начал. Он верит в то, что человек — творец своего счастья:
Нам, здоровенным,
С шагом саженьим,
Надо не слушать, а рвать их —
Их,
Присосавшихся бесплатным приложением
К каждой двуспальной кровати!
Их ли смиренно просить:
«Помоги мне!»
Молить о гимне,
Об оратории!
Мы сами творцы в горящем гимне —
Шуме фабрики и лаборатории.
Во второй главе Маяковский обрушивается на поэтов, которые в своем творчестве проповедуют философию и этику буржуазного индивидуализма:
Поэты,
Размокшие в плаче и всхлипе,
Бросились от улицы, сроша космы:
«Как двумя такими выпеть
И барышню,
И любовь,
И цветочек под росами?»
Перепадает от Маяковского и тем, кто придерживается антидемократических идеологический учений, культивирующих презрение к массе, идею сверхчеловека. В этой связи возникает во второй главе образ «крикогубого Заратустры»:
Слушайте!
Проповедует,
Мечась и стеня,
Сегодняшнего дня крикогубый Заратустра!
Мы
С лицом, как заспанная простыня,
С губами, обвисшими, как люстра,
Мы,
Каторжане города — лепрозория,
Где золото и грязь изъязвили проказу, —
Мы чище венецианского лазорья,
Морями и солнцами смытого сразу!
Вторая глава заканчивается словами:
И когда
Приход его
Мятежом оглашая,
Выйдете к спасителю —
Вам я
Душу вытащу,
Растопчу,
Чтоб большая! —
И окровавленную дам, как знамя.
В этом — весь Маяковский, он всегда там — «где боль, везде». В «Облаке в штанах» определилась главная тема всего творчества, всей поэзии Маяковского — тема революции. Точнее даже сказать, сама революционная стихия, революционное обновление стали главным содержанием, главным героем стихов и поэм Маяковского, начиная от «Облака.» и заканчивая поэмой «Во весь голос».

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Проблематика второй главы поэмы «Облако в штанах»