В. Маяковский о пошлости и бюрократизме

«Разорвем
Сплетенную чиновниками
Паутину кумовства,
Протекций,
Волокит».
В. Маяковский. «Протекция»
В русской и мировой поэзии XX века Владимир Маяковский занимает по праву ведущее место. В его творчестве полно и многогранно отражена великая эпоха колоссальных общественных противоречий, эпоха решительной ломки старого и строительства нового общества, эпоха мировых войн и революций. Агитатор, ли­рик, поэт-трибун, он работает в «Окнах РОСТА», создает поэмы «150 000 000», «Люблю», «Про это», «Хорошо!»,

«Владимир Ильич Ленин», «Во весь голос», пье­сы «Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня». В них он страстно и откровенно расска­зывает «о времени и о себе». Маяковский принял революцию и наступал «на гор­ло собственной песне», заставил свою поэтическую Музу служить новой эпохе — многообещающей и противоречивой.
В своих произведениях он не только славит новое время, но и вскрывает все то, что стоит на пути к новой жизни. Мощью своего поэтического слова Маяков­ский обрушивается на давнего врага — бюрократизм, который после установле­ния Советской власти расцвел еще более пышным цветом.
/> В марте 1922 года появилось в печати стихотворение «Прозаседавшиеся». Объектом сатиры автор взял одно из самых распространенных проявлений бю­рократизма — злоупотребление заседаниями. Чтобы показать вред этого явления, автор изобразил его в намеренно преувеличенном виде, используя гиперболу, до­веденную до гротеска. С самого раннего утра, чуть «ночь превратится в рассвет», заполняются учреждения и начинаются в них заседания. Заседают по любому поводу: то «объединение ТЕО и Гукона», то «покупка склянки чернил Губкооперативом», то заседание комсомола, а то просто какого-то «А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». И когда проситель, тщетно пытавшийся получить аудиенцию у некоего «товарища Иван Ваныча», взъяренный врывается на заседание, его взору пред­стает страшная картина: «сидит людей половина», другой половины нет. На ис­пуганный вопрос: «Где же половина другая?» — проситель слышит «спокойней­ший голосок секретаря: «Они на двух заседаниях сразу». Спокойствие и казенная вежливость секретаря еще более оттеняют взволнованность героя. Вид кошмар­ной картины заседания, на котором присутствуют только «половины людей», на­водит на мысль: для разбора пустых дел голова не нужна. Маяковский предлага­ет «искоренить» все заседания. «Прозаседавшиеся» — прекрасный образец сатирического произведения. К сожалению, и в наши дни это стихотворение акту­ально: бюрократизм не изжит.
Следуя лучшим традициям Н. В. Гоголя, М. Е. Щедрина, продолжая собствен­ную линию сатирической поэзии, Маяковский создал ряд произведений, которые и в наше время не утратили своей актуальности и сатирической остроты. В числе этих произведений в первую очередь следует назвать стихотворение «О дряни», «Служака», «Трус», «Помпадур», «Подлиза», «Сплетник» и другие.
Поэт обратил свою сатиру против тех, кто с первых дней новой власти, «на­скоро оперенья переменив», «засели во все учреждения», «свили себе уютные ка­бинеты и спаленки», заботясь лишь о собственном благополучии.
«Опутали революцию обывательщины нити,
Страшнее Врангеля обывательский быт».
В стихотворении «О дряни» нарисована супружеская парочка из мещанско-обывательской среды. Вот — «он». Вечером «от самовара разморясь», мечтает о прибавке к жалованью и о новых «тихоокеанских галифищах». Подделываясь под новый строй, он даже дома старается казаться «вполне советским» и супругу именует не иначе, как «товарищ Надя». Под стать ему жена, которая заботится о платье с эмблемами серпа и молота: «Без серпа и молота не покажешься в свете». Окружающая их обстановка обывательская, как ни стараются они прикрыть ее: на стене висит портрет Маркса в алой рамочке, газета «Известия», на которой греется котенок, а из-под потолка верещит «оголтелая канарейка» — символ мещанского благополучия. Стихотворением «О дряни» поэт начал систематическую борьбу против отрицательных явлений «в нашей собственной среде».
В сатирическом стихотворении «Трус» Маяковский назвал этим позорным именем тех, кто, живя в нашей «славной смелыми стране», обнаруживает тру­сость. Здесь во всем великолепии перед нами чиновник-бюрократ:
«Влип в
Бумажки
Парой глаз,
Ног
Поджаты циркуля:
Схорониться б
За приказ.
Спрятаться б
За циркуляр».
Боясь ответственности, пресмыкаясь перед начальством: «каждый зов для труса — туз», — трус скрывает свои взгляды и вкусы, он боится иметь собствен­ное мнение, он стремится усвоить «мнение старшино» — мнение начальника. Трус, не задумываясь, изменит свое мнение в угоду начальства: «мненье — это не име­нье, потерять его не страшно». Но трус не только отвратителен, но опасен — опа­сен и своим приспособленчеством, и бездеятельностью и равнодушием. «Хоть грабь­те, хоть режьте возле него, не будет слушать ни плач, ни вой».
Очень современно и стихотворение «Помпадур». Следуя примеру М. Е. Сал­тыкова-Щедрина, Маяковский рисует помпадура-чиновника, который мнит себя выше всех, который порвал с массами. Такие люди доверие окружающих счита­ют «пожизненной наградой», такой помпадур думает, что ему навсегда дано над всеми «володеть и княжить», «победы масс» он приписывает «своему уму».
В 1926-1927 годах Маяковский опубликовал в газетах ряд острых стихо­творных фельетонов: «Взяточники», «Протекция», «Фабрика бюрократов», «Об­щее руководство для начинающих подхалимов».
В стихотворении «Взяточники» поэт с ненавистью громит тех, кто понял «братство народов» как «счастье братьев, теть и сестер». Он призывает избавить­ся от этих подлых и грязных преступников:
«Долой
Присосавшихся
К нашим
Рядам
И тех,
Кто к грошам
Присосался!»
В «Общем руководстве для начинающих подхалимов» поэт-сатирик раскрыва­ет перед читателем «технику» подхалима, а в конце дает совет тем, кто не хочет быть подхалимом: не молчать, не зажимать рот и поступать «не по стиху, а наобо­рот».
Стихами громя обыденщины жуть, поэт звал к новой жизни:
«Шагайте!
По быту!
Сквозь мозг мужчины!
Сквозь сердце женщины!»
В своих сатирических стихотворениях Маяковский резкими штрихами на­рисовал нам портреты «искусственных людей», людей «системы «бюрократ», для которых «даже солнце — входящее и исходящее».
Перефразируя Маяковского, можно сказать, что его сатира — «один из же­лезных прутьев» в железной метле, которой народ выметает из своих рядов «всех, кто забюрократился, замошенничался и т. д.»

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)