В. Маяковский о пошлости и бюрократизме


“Разорвем
Сплетенную чиновниками
Паутину кумовства,
Протекций,
Волокит”.
В. Маяковский. “Протекция”
В русской и мировой поэзии XX века Владимир Маяковский занимает по праву ведущее место. В его творчестве полно и многогранно отражена великая эпоха колоссальных общественных противоречий, эпоха решительной ломки старого и строительства нового общества, эпоха мировых войн и революций. Агитатор, ли­рик, поэт-трибун, он работает в “Окнах РОСТА”, создает поэмы “150 000 000”, “Люблю”, “Про это”, “Хорошо!”, “Владимир Ильич Ленин”, “Во весь голос”, пье­сы “Мистерия-буфф”, “Клоп”, “Баня”. В них он страстно и откровенно расска­зывает “о времени и о себе”. Маяковский принял революцию и наступал “на гор­ло собственной песне”, заставил свою поэтическую Музу служить новой эпохе – многообещающей и противоречивой.
В своих произведениях он не только славит новое время, но и вскрывает все то, что стоит на пути к новой жизни. Мощью своего поэтического слова Маяков­ский обрушивается на давнего врага – бюрократизм, который после установле­ния Советской власти расцвел еще более пышным цветом.
В марте 1922 года появилось в печати стихотворение “Прозаседавшиеся”. Объектом сатиры автор взял одно из самых распространенных проявлений бю­рократизма – злоупотребление


заседаниями. Чтобы показать вред этого явления, автор изобразил его в намеренно преувеличенном виде, используя гиперболу, до­веденную до гротеска. С самого раннего утра, чуть “ночь превратится в рассвет”, заполняются учреждения и начинаются в них заседания. Заседают по любому поводу: то “объединение ТЕО и Гукона”, то “покупка склянки чернил Губкооперативом”, то заседание комсомола, а то просто какого-то “А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома”. И когда проситель, тщетно пытавшийся получить аудиенцию у некоего “товарища Иван Ваныча”, взъяренный врывается на заседание, его взору пред­стает страшная картина: “сидит людей половина”, другой половины нет. На ис­пуганный вопрос: “Где же половина другая?” – проситель слышит “спокойней­ший голосок секретаря: “Они на двух заседаниях сразу”. Спокойствие и казенная вежливость секретаря еще более оттеняют взволнованность героя. Вид кошмар­ной картины заседания, на котором присутствуют только “половины людей”, на­водит на мысль: для разбора пустых дел голова не нужна. Маяковский предлага­ет “искоренить” все заседания. “Прозаседавшиеся” – прекрасный образец сатирического произведения. К сожалению, и в наши дни это стихотворение акту­ально: бюрократизм не изжит.
Следуя лучшим традициям Н. В. Гоголя, М. Е. Щедрина, продолжая собствен­ную линию сатирической поэзии, Маяковский создал ряд произведений, которые и в наше время не утратили своей актуальности и сатирической остроты. В числе этих произведений в первую очередь следует назвать стихотворение “О дряни”, “Служака”, “Трус”, “Помпадур”, “Подлиза”, “Сплетник” и другие.
Поэт обратил свою сатиру против тех, кто с первых дней новой власти, “на­скоро оперенья переменив”, “засели во все учреждения”, “свили себе уютные ка­бинеты и спаленки”, заботясь лишь о собственном благополучии.
“Опутали революцию обывательщины нити,
Страшнее Врангеля обывательский быт”.
В стихотворении “О дряни” нарисована супружеская парочка из мещанско-обывательской среды. Вот – “он”. Вечером “от самовара разморясь”, мечтает о прибавке к жалованью и о новых “тихоокеанских галифищах”. Подделываясь под новый строй, он даже дома старается казаться “вполне советским” и супругу именует не иначе, как “товарищ Надя”. Под стать ему жена, которая заботится о платье с эмблемами серпа и молота: “Без серпа и молота не покажешься в свете”. Окружающая их обстановка обывательская, как ни стараются они прикрыть ее: на стене висит портрет Маркса в алой рамочке, газета “Известия”, на которой греется котенок, а из-под потолка верещит “оголтелая канарейка” – символ мещанского благополучия. Стихотворением “О дряни” поэт начал систематическую борьбу против отрицательных явлений “в нашей собственной среде”.
В сатирическом стихотворении “Трус” Маяковский назвал этим позорным именем тех, кто, живя в нашей “славной смелыми стране”, обнаруживает тру­сость. Здесь во всем великолепии перед нами чиновник-бюрократ:
“Влип в
Бумажки
Парой глаз,
Ног
Поджаты циркуля:
Схорониться б
За приказ.
Спрятаться б
За циркуляр”.
Боясь ответственности, пресмыкаясь перед начальством: “каждый зов для труса – туз”, – трус скрывает свои взгляды и вкусы, он боится иметь собствен­ное мнение, он стремится усвоить “мнение старшино” – мнение начальника. Трус, не задумываясь, изменит свое мнение в угоду начальства: “мненье – это не име­нье, потерять его не страшно”. Но трус не только отвратителен, но опасен – опа­сен и своим приспособленчеством, и бездеятельностью и равнодушием. “Хоть грабь­те, хоть режьте возле него, не будет слушать ни плач, ни вой”.
Очень современно и стихотворение “Помпадур”. Следуя примеру М. Е. Сал­тыкова-Щедрина, Маяковский рисует помпадура-чиновника, который мнит себя выше всех, который порвал с массами. Такие люди доверие окружающих счита­ют “пожизненной наградой”, такой помпадур думает, что ему навсегда дано над всеми “володеть и княжить”, “победы масс” он приписывает “своему уму”.
В 1926-1927 годах Маяковский опубликовал в газетах ряд острых стихо­творных фельетонов: “Взяточники”, “Протекция”, “Фабрика бюрократов”, “Об­щее руководство для начинающих подхалимов”.
В стихотворении “Взяточники” поэт с ненавистью громит тех, кто понял “братство народов” как “счастье братьев, теть и сестер”. Он призывает избавить­ся от этих подлых и грязных преступников:
“Долой
Присосавшихся
К нашим
Рядам
И тех,
Кто к грошам
Присосался!”
В “Общем руководстве для начинающих подхалимов” поэт-сатирик раскрыва­ет перед читателем “технику” подхалима, а в конце дает совет тем, кто не хочет быть подхалимом: не молчать, не зажимать рот и поступать “не по стиху, а наобо­рот”.
Стихами громя обыденщины жуть, поэт звал к новой жизни:
“Шагайте!
По быту!
Сквозь мозг мужчины!
Сквозь сердце женщины!”
В своих сатирических стихотворениях Маяковский резкими штрихами на­рисовал нам портреты “искусственных людей”, людей “системы “бюрократ”, для которых “даже солнце – входящее и исходящее”.
Перефразируя Маяковского, можно сказать, что его сатира – “один из же­лезных прутьев” в железной метле, которой народ выметает из своих рядов “всех, кто забюрократился, замошенничался и т. д.”



1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Как написать план урока на английском языке.
Сейчас вы читаете: В. Маяковский о пошлости и бюрократизме