Творчество Маяковского

Творчество Маяковского и по сегодняшний день остается выдающимся художественным достижением русской поэзии нач. XX ст. Его произведения не лишенные идеологических перекосов и пропагандистской риторики, но они не могут перечеркнуть объективной значимости и масштаба художественного таланта Маяковского, реформаторской сути его поэтических экспериментов, которые для современников, да и для потомков поэта ассоциировались с революцией в искусстве.
Маяковский родился в Грузии, где минуло его детство. После смерти отца в 1906 г. семья перебралась в Москву, где Маяковский вступил в 4-ий класс Пятой московской гимназии. В 1908 г. его отчислили оттуда, а через месяц Маяковского арестовала полиция в подпольной типографии Московского комитета РСДРП. На протяжении следующего года его еще дважды арестовывали. В 1910-1911 г. Маяковский занимался в студии художника П. Келина, а потом учился в Училище живописи, познакомился с художником и поэтом Д. Бурлюком, под влиянием которого формировались авангардистские эстетические вкусы Маяковского.
Первые стихи Маяковский написал в 1909 г. в тюрьме, к которой попал через связь с подпольными революционными организациями. Стихи поэта-дебютанта были написаны в довольно традиционной манере, которая подражала поэзии русских символистов, и сам М. сразу же от них отказался. Настоящим поэтическим крещением для М. стало его знакомство в 1911 г. с поэтами-футуристами. В 1912 г. M. вместе с другими футуристами выдал альманах “Пощечина общественным вкусам” (“Пощечина общественному вкусу”), подписанный Д. Бурлюком, О. Крученых и В. Маяковским. Со стихами Маяковского “Ночь” (“Ночь”) и “Утро” (“Утро”), в которых в эпатажно дерзкой манере провозглашал разрыв с традициями русской классики, призвал к созданию нового языка и литературы, такой, которая бы отвечала духу современной “машины” цивилизации и задачам революционного преобразования мира. Практическим воплощением декларированных Маяковским в альманахе футуристических тезисов постоянная постановка в петербургском театре “Луна-парк” в 1913 г. его стихотворной трагедии “Владимир М.” (“Владимир М.”). Лично автор выступил режиссером и исполнителем главной роли – поэта, который страдает в ненавистном ему современном городе, который калечит души людей, которые хотя и избирают поэта своим князем, но не способны оценить принесенную им жертву. В 1913 г. Маяковский вместе с другими футуристами осуществил большое турне городами СССР: Симферополь, Севастополь, Керчь, Одесса, Кишинев, Николаев, Киев, Минск, Казань, Пенза, Ростова, Саратов, Тифлис, Баку. Художественной интерпретацией программы нового искусства футуристы не ограничивались и старались внедрять у жизнь свои лозунги практически, в частности даже одеждой и поведением. Их поэтические выступления, посещение кофеен или даже обычная прогулка по городу нередко сопровождались скандалами, потасовкой, вмешательством полиции.
Под знаком увлечения футуристическими лозунгами перестройки мира и искусства находится все творчество М. дореволюционного периода, ее характеризует пафос возражения буржуазной действительности, которая, по мнению поэта, морально калечит человека, осознание трагедии существования человека в мире наживы, призывы к революционному обновлению мира: стихи “Пекло города” (“Адище города”, 1913), “Нате!” (“Нате!”, 1913), сборник “Я” (1913), поэмы “Облачко в штанах” (“Облако в штанах”, 1915), ” Флейта-Позвоночник” (” Флейта-Позвоночник”, 1915), “Война и мир” (“Война и мир”, 1916), “Человек” (“Человек”, 1916) и др. Поэт резко возражал Первую мировую войну, которую характеризовал как бессмысленную кровавую бойню: статья “Гражданская шрапнель” (Штатская шрапнель”, 1914), стихе “Война объявлена” (“Война объявлена”, 1914),(“Мама и убитый немцами вечер”, 1914) и др. С саркастической иронией поэт относится к лицемерному миру бюрократов, карьеристов, которые дискредитируют честную работу, чистая совесть и высокое искусство: (“Гимн судье”, 1915), “Гимн ученому”,(“Гимн ученому”, 1915), “Гимн хабарю” (“Гимн взятке”, 1915) и др.
Вершиной дореволюционного творчества Маяковского есть поэма “Облачко в штанах”, какая стала своеобразным программным произведением поэта, в которой он наиболее четко и выразительно изложил свои мировоззренческие и эстетичные установки. В поэме, которую сам поэт называл “катехизисом современного искусства”, провозглашаются и в образной форме конкретизируются четыре лозунга: “Прочь ваша любовь”, “прочь ваш порядок”, “прочь ваше искусство”, “прочь вашу религию” – “четыре вопля четырех частей”. Сквозным лейтмотивом через всю поэму проходит образ человека, который страдает от неполноты и лицемерности бытия, которое его окружает, который протестует и стремится к настоящему человеческому счастью. Начальное название поэмы – “Тринадцатый апостол” – было перечеркнуто цензурой, но именно оно более глубоко и точно передает основной пафос этого произведения и всего раннего творчества Маяковского. Апостол – это учений Христоса, призван внедрять у жизнь его учения, но в М. этот образ быстрее приближается к тому, который позднее появится в знаменитой поэме О. Блока “Двенадцать”. Двенадцать – это традиционное число ближайших учеников Христоса и появление в этом ряде тринадцатого, “лишнего” за библейскими канонами, апостола воспринимается как вызов традиционному мирозданию, как альтернативная модель нового мировозрения. Тринадцатый апостол Маяковского – это и символ революционного обновления жизни, к которому стремился поэт, и вместе с тем метафора, способна передать настоящий масштаб поэтического явления спикера нового мира – Маяковского.
Тогдашняя поэзия Маяковского порождает не просто отдельные нелады и недостатки современного общества, она порождает самую возможность его существования, основоположные, коренные принципы его бытия, приобретает масштаб космического бунта, в котором поэт ощущает себя равным Богу. Поэтому в своих желаниях было подчеркнуто антитрадиционность лирического героя Маяковского. Доходило к максимальным эпатажам, так, что, казалось бы давали “пощечины общественному вкусу”, требовали у парикмахера “причесать он ухо” (“Ничто не понимал.”), становится на корточки и лает по-собачьему (“Вот так я сделался собакой. “) и с вызовом заявляет: “Я люблю смотреть, как умирают дети.” (“Я”), бросает у зал во время выступления: “я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам.” (“Нате!”). Вместе с высоким ростом и громким голосом Маяковского все это создавало неповторимый образ поэта-борца, апостола-предвестника нового мира. “Поэтика раннего Маяковского, – пишет О. Мясников, – это поэтика грандиозного.
В его поэзии тех лет все предельно напряжено. Его лирический герой ощущает себя способным и обязанным решать не только задачаи переустройства собственной души, а и всего человечества, задача не только земные, а и космические. Гиперболизация и сложная метафоризация – характерные особенности стиля раннего Маяковского. Лирический герой раннего Маяковского чувствует чрезвычайно неуютно в буржуазно-мещанскому среде. Он ненавидит и пренебрегает всех, кто мешает Человеку из прописной буквы жить по-человечески. Проблема гуманизма – одна из центральных проблем раннего Маяковского.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Женский образ в повести куприна олеся.
Сейчас вы читаете: Творчество Маяковского