Художественное своеобразие поэмы
Поэма «Облако в штанах» (1915) — центральное произведение дореволюционного творчества Маяковского. В ней поэт пытался показать горестную судьбу человека в буржуазном обществе. Его лирический герой не желает мириться с действительностью, поэтому в сознании возникает четыре протеста: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!» Эти четыре «долой!», охватывающие все основы буржуазного общества, являются глобальным протестом лирического героя Маяковского.
Лирический сюжет
В разговоре с девушкой лирический герой спокоен, «как пульс покойника», но душа его умерла. Ее растоптала современная любовь, продающаяся за деньги и опирающаяся только на расчет.
Из второй части поэмы мы понимаем, что герой — поэт. Основное противопоставление
Именно здесь, в этом пошлом страшном мире, где давка «выхаркивается» на площадь, а улица кричит: «Идемте жрать!», живут истинные герои жизни.
В двух последних частях поэмы Маяковский выступает как бунтарь, протестующий против всего буржуазного строя, его религии, обличает их как первопричину всех человеческих бед и несчастий. Так, в религии лирический герой поэмы видит только пошлость и искусственность. Вера в бога в понимании лирического героя Маяковского — это то, что придумано, чтобы сделать человека несвободным. В поэме герой становится даже выше бога и грозит ему:
Я думал — ты всесильный божище,
а ты недоучка, крохотный божик.
Таким образом, можно говорить о том, что данное произведение полностью отвергает сложившиеся устои. Лирический герой поэмы Маяковского «Облако в штанах» — это бунтующий герой. Он восстает против религии, политики, искусства и любви буржуазного мира. Герой призывает к решительным действиям. Своим произведениям Маяковский утверждает, что роль поэта в жизни общества огромна и именно он способен повлиять на ход истории.
В этой поэме проявились основные черты поэтического стиля Маяковского:
1. Сочетание правдоподобия и фантастики: «Упал двенадцатый час, как с плахи голова казненного».
2. Использование приема развернутой метафоры. Так, пожар любви, очаг которого — в сердце, постепенно охватывает тело героя, уподобленное архитектурному сооружению: «Мама! Петь не могу. У церковки сердца занимается клирос!» Сердце поэта сравнивается с «церковкой», в которой загорелась сердцевина — клирос.
3. Использование приема развернутой метафоры. Например, фразеологизм «нервы расходились» разрастаются у Маяковского в целую картину:
Слышу:
Тихо,
Как больной с кровати,
Спрыгнул нерв.
.
Теперь и он, и новее два
Мечутся отчаянной чечеткой.
4. Широкое использование неологизмов: «маленький, смирный любеночек», «миллионы огромных, чистых любовей», «вечер декабрый», «улица безъязыкая», «грудь испешеходили».
5. В области стиха — использование «лесенки», делящей строку на смысловые и интонационные доли, акцентирующей внимание на определенных смыслах.