Одиночество лирического героя в стихотворениях В. В. Маяковского
1. Безнадежные попытки быть понятым.
2. Одиночество как постоянный спутник поэта.
3. Лирический герой Маяковского.
4. Обращение поэта к будущим потомкам.
В какой ночи бредовой, недужной, какими Голгофами я зачат,
Такой большой и такой ненужный?
В. В. Маяковский
«Нет, весь я не умру.» — эти вечные слова А. С. Пушкина в полной мере можно адресовать В. В. Маяковскому. Время не было властно над поэтом. С Маяковским порой кто-то соглашался, а кто-то и спорил, но не один человек не оставался равнодушным к его стихам,- так как это просто
Уже давно известно, что лирика способна передать все душевные переживания человека, его мысли и чувства, желания и мечты. Маяковский обладал необычайными способностями из всего делать поэзию, из чего-то незаметного сделать видимое и важное. Он как поэт и человек своего времени очень сильно переживал за тех людей, которые были неспособны и не хотят видеть красоту жизни. В своем стихотворении «Послушайте!» поэт призывает подняться над скучной и тусклой жизнью и увидеть вокруг себя не «плевочки», а звезды. Маяковский стремился зажечь каждую человеческую душу, показать ей необычайную красоту
Человек,
Землю саму
Зови на вальс!
Возьми и небо заново вышей,
Новые звезды придумай и выставь.
Но толпа так не услышала призывов Маяковского, она была слепа и глуха к крикам души поэта. В большей части своих стихотворений Маяковский рассказывает о своих неудавшихся попытках прийти к людям, рассказать им о своих страданиях. Для него всегда было важно быть услышанным и понятым читателями. Однако мало кто понимал его. И именно поэтому поэт ощущал постоянное одиночество — «.Это совершенно невыносимо! Весь как есть искусан злобой. Злюсь не так, как могли бы вы: как собака лицо луны гололобой — взял бы и все обвыл».
В творчестве Маяковского отчетливо видно тяготение поэта к человеческому теплу, участию и пониманию:
Слушайте ж:
Все, чем владеет моя душа,
— а ее богатства пойдите смерьте ей!
Великолепие,
Что в вечность украсит мой шаг,
И самое мое бессмертие,
Которое, громыхая по всем векам,
Коленопреклоненных соберет мировое вече, —
Все это — хотите? —
Сейчас отдам за одно только слово
Ласковое человечье.
Поэт стремиться разорвать порочный круг одиночества, он пытается докричаться до людей:
Послушайте!
Ведь если звезды зажигают —
Значит, это кому-нибудь нужно?
Поэт одинок, и это состояние души является главной темой раннего творчества Маяковского:
В какой ночи,
Бредовой,
Недужной,
Какими Голиафами я зачат —
Такой большой
И такой ненужный?
Само состояние трагичности для поэта — разнопланово. С одной стороны, Маяковский показывает одиночество титана, некого надчеловека, который возвышается над всей безликой толпой. Он и презирает ее:
Как трактир, мне страшен ваш страшный суд! А с другой стороны, поэт так же, как и его лирический герой, — человек одинокий, тоскующий и страдающий от этого. Маяковский также стремиться найти выход из этого положения, но не находит его:
Время!
Хоть ты, хромой богомаз,
Лик намалюй мой
В божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз
У идущего к слепым человека!
Как душевное состояние самого Маяковского, так и все его творчество переполнено различными противоречиями: его лирический герой — многомерен, многопланов, он способен использовать и постоянно менять множество масок. Он с презрением заявляет, срываясь на крик:
.я захочу и радостно плюну,
Плюну в лицо вам
Я — бесценных слов транжира и мот.
И неожиданно меняется, исчезает весь пафос, и перед читателем уже предстает совершенно иной человек. Ему страшно и одиноко в этом безумном, беззвездном мире и он мечтает лишь об одном — «чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда». В многогранности лирического героя писателя соединяются богоискания и богоборчество, порыв к разрушению и страдания от хаоса, искренняя чистая любовь и гимны насилию и жестокости. Все это происходит от двух противоречивых «я» поэта: демонического и взывающего о помощи. В стихотворениях Маяковского основными эмоциями главного героя является боль. Ключевой фразой раннего творчества поэта стала — «Резок жгут муки». Сама боль возникает лишь только при попытке прикоснуться к окружающему миру, и этот мир приобретает иные краски, он воспринимается совершенно по-особому.
Маяковский в своем творчестве постоянно стремился найти среди многочисленной толпы хотя бы одну родственную душу, найти того, кто бы понял его. И это желание было недостижимым для поэта. А уж тем более он и не мечтает о том, чтобы быть понятым всей страной.
Нет людей.
Понимаете
Крик тысячедневных мук?
Душа не хочет немая идти,
А сказать некому.
Поэт постоянно стремился настроить хоть малейшую и тончайшую связь своего лирического героя с людьми. Он хотел завоевать доверие и понимание людей. Но со временем поэта все чаще и чаще стали одолевать сомнения:
Я хочу быть понят моей страной,
А не буду понят — что ж,
По родной стране пройду стороной,
Как проходит косой дождь.
Очевидно, что эти слова относятся не к «агитатору, горлану-главарю», а к человеку, глубоко сомневающемуся и очень страдающему. Сам лирический герой Маяковского не хочет быть изолированным от огромного человеческого оркестра. В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» проходит метафора «люди-оркестр», и именно здесь проявляется позиция человека, которому хочется преодолеть отчужденность от всех. Он готов стать братом тем людям, кто поверит ему, человеком с нежной скрипкой, «выплакивавшей» свое одиночество без каких либо слов. Иронично, глубоко и порой даже резко поэт показывает в стихах отчаяние своего лирического героя. В некоторых стихотворениях ирония переходит в гротеск. Так, в стихотворении «Нате!» описывается резко-смешная форма самой жизни и людей: «Вы» — не люди, а «обрюзгший жир», у мужчин — «в усах капуста», «женщины смотрят устрицей из раковин вещей». Но главное здесь то, что поэт сравнивает свое сердце с нежной, хрупкой бабочкой — это «бабочка трепетного сердца», но толпа, как «стоглавая вошь», может легко ее раздавить.
На кануне своей смерти Маяковский написал «Во весь голос: первое вступление в поэму». Этими словами поэт обращается к будущим потомкам. Именно людям будущего он пытается объяснить свою позицию в творчестве и искусстве и он рассчитывает на их понимание и великодушие:
Заглуша
Поэзии потоки, я шагну
Через лирические томики, как живой
С живыми говоря.
В этом произведении есть строчки, которые очень точно говорят о глубоко душевной драме Маяковского:
Но я
Себя
Смирял,
Становясь на горло собственной песне.