Особенности ранней лирики В. В. Маяковского

1. Новаторство в поэзии Маяковского.
2. Связь лирики поэта с живописью.
3. Вызов “общественному вкусу” и внутренние переживания лирического героя.
Уже при первом знакомстве с творчеством В. В. Маяковского бросается в глаза поразительное несходство его лирики с классическими образцами поэтических произведений. Не только образы – “жестяная рыба”, “флейта водосточных труб”, “умная морда трамвая”, – но сама мелодика стиха необычна. В лирике Маяковского нет песенной музыкальности. Стихи созвучны размеренному,

чеканному шагу:
Жилы и мускулы – молитв верней.
Нам ли вымаливать милостей времени!
Мы –
Каждый –
Держим в своей пятерне
Миров приводные ремни!
Одним из новшеств, которое Маяковский активно использовал в своем поэтическом творчестве, была особая форма записи стихотворений – лесенкой. Подобная запись помогает передать на бумаге некоторые особенности звучания его стиха. Исследователи полагают, что здесь проявилась и связь поэтического творчества поэта с живописью. Известно, что Маяковский занимался в художественных студиях, а также в Училище живописи, ваяния и зодчества, откуда был отчислен
за участие в скандальных выходках поэтов-футуристов.
Связь с живописью проявилась и в характерной образности лирики Маяковского. Повествование всегда предстает в виде зримой зарисовки, точнее, серии зарисовок, которые сменяют друг друга, как кадры кинохроники. По аналогии с живописью сформировалось и представление Маяковского о стихах как о зримом, добротно, пусть и грубо сработанном предмете:
Я сразу смазал карту будня,
Плеснувши краску из стакана;
Я показал на блюде студня
Косые скулы океана.
Тематика лирики Маяковского, при всей его эпатажности, включает в себя большинство мотивов, характерных для поэзии. Это любовь и одиночество, а также трагические контрасты миропорядка, которые остро переживаются лирическим героем. Большое внимание поэт уделял злободневным проблемам современности, которые в сатирической форме отразились в стихотворениях “Гимн судье”, “Внимательное отношение к взяточникам”.
В ранней лирике Маяковского особенно сильно проявился нарочитый, хулиганский вызов обывательскому существованию, что типично для поэтов-футуристов. Грубая лексика (поэт не чуждается и неприличных слов), подчеркнуто фамильярное и презрительное обращение к аудитории – не удивительно, что подобные стихи производили отталкивающее, шокирующее впечатление:
Знаете ли вы, бездарные, многие,
Думающие, нажраться лучше как, –
Может быть, сейчас бомбой ноги
Выдрало у Петрова поручика?.
Однако легко заметить, что за внешней грубостью, за враждебностью к “буржуям” скрыты глубокие переживания, острое ощущение катастрофичности бытия. Противопоставление сытого обывательского существования и внутренней драмы лирического героя, прикрытой внешней бравадой – это своеобразное преломление традиций романтизма. Как и классический романтический герой, лирический герой Маяковского одинок в окружающем мире, погрязшем в обыденности. Как истинный романтик, Маяковский ищет подходящий фон для своего героя, необычный, чистый от скверны повседневных неурядиц:
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают –
Значит – это кому-нибудь нужно?
Значит – кто-то хочет, чтобы они были?
Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
Тема одиночества по-разному преломляется во многих стихотворениях поэта. Например, грустная мелодия скрипки в произведении “Скрипка и немножко нервно”, не находящая понимания у других инструментов в оркестре, вызывает глубокое сочувствие и живой отклик в душе лирического героя:
Оркестр чужо смотрел,
Как выплакивалась скрипка
Без слов,
Без такта.
“Знаете что, скрипка?
Мы ужасно похожи:
Я вот тоже
Ору-
А доказать ничего не умею!”
Заметим: музыкальные инструменты в этом стихотворении представлены как живые существа, каждое со своим характером. А в стихотворении “Надоело” поэт восклицает: “Нет людей”. Тема одиночества в творчестве Маяковского тесно связана с выявлением отрицательных сторон урбанистической цивилизации – культом потребления и утратой понимания истинных ценностей, любви и самой жизни.
Нужно отметить, что в творчестве Маяковского любовные переживания героя показаны достаточно откровенно и натуралистично:
Поэт сонеты поет Тиане,
А я весь из мяса,
Человек весь, –
Тело твое просто прошу,
Как просят христиане
“хлеб наш насущный
Даждь нам днесь”.
Однако грубоватая чувственность лирического героя Маяковского отнюдь не исключает и серьезных, глубоких душевных переживаний. “Кровью сердца дорогу радую”, – эта строка, в которой говорится о страданиях безответной любви, перекликается с любовной поэзией средневекового Востока. Имя возлюбленной для поэта – слово, “величием равное богу”.
Особое отношение Маяковский демонстрирует и по отношению к Богу. Сразу отметим – реальность самого существования Бога под сомнение не ставится. Но, как и любовь, Бог в лирике Маяковского утратил свои исконные возвышенные атрибуты. “Врывается к богу”, “целует ему жилистую руку” – словно и не о Боге идет речь, а о человеке, возможно, и располагающем определенной властью, но отнюдь не о непостижимой и совершенной Сущности. Снижение образа Бога ярко проявилось в поэме “Облако в штанах”:
Я думал – ты всесильный божище,
А ты недоучка, крохотный божик.
В этих кощунственных словах звучит глубокое душевное страдание лирического героя, который переживает отсутствие взаимности в любви как глобальный крах, приводящий к разочарованию в Боге. Снова повторяется тема одиночества – и мир, и любимая, й даже Бог далеки от чаяний и стремлений лирического героя, безразличны к его терзаниям.


1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Животные в литературе.
Сейчас вы читаете: Особенности ранней лирики В. В. Маяковского