Тема любви в творчестве Маяковского (Первый вариант)
«Мне ни один не радостен звон,
Кроме звона твоего любимого имени».
В. Маяковский. «Лиличка!»
В. Маяковского принято считать поэтом политическим. Он ставил перед собой одну цель поэзии: содействовать поэтическим словом революционному переустройству жизни. «Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо», — писал поэт. Но он никогда не чуждался лирической темы любви.
Для произведений дореволюционного периода Маяковского характерно трагическое звучание этой темы. В поэме «Человек» — страдания человека, пережившего
«И только
Боль моя
Острей —
Стою,
Огнем обвит,
На несгорающем костре
Немыслимой любви».
Во всех стихотворениях Маяковский выступает как существо страдающее, молящее о любви («Лиличка!», «Люблю»), Но уже в поэме «Облако в штанах» вечная тема любви выражается яростно, страстно. «Громада-любовь», «громада-ненависть». В «Облаке» крик «долой вашу любовь!» сливается с криками «долой ваше искусство!», «долой ваш строй!», «долой вашу религию!» Идея поэмы, ее пафос — в безоговорочном отрицании буржуазных отношений, в чем бы
В 1922 — начале 1923 года он написал и опубликовал две поэмы о любви: «Люблю» и «Про это». Поэта обвиняли в двойственности, в непоследовательности. Ведь еще недавно, в «Приказе № 2 по армии искусств» он сам издевался над «любовными лириками».
«Кому это интересно,
Что — «Ах, вот бедненький!
Как он любил
И каким он был несчастным»?
Он издевался над теми, кто «выпячивают, рифмами пиликая, из любвей и Соловьев какое-то варево». Однако при всем этом он боролся не против самой темы любви в поэзии, а против опошления этой темы, против превращения ее в средство только личных переживаний.
Его лирика, в том числе любовная лирика, не представляет чего-то обособленного от всего, что писал поэт. Она так же, как и его поэтическая публицистика, сатира, насыщена социальным, политическим содержанием. У Маяковского появление той или иной темы всегда было отражением жизненной необходимости, общественной потребности. Именно так возникла у него тема поэмы «Люблю». Революция, в корне изменившая общественные отношения между людьми, подсказывала необходимость переустройства и личных отношений. Поэт осуждает отношения любви, установившиеся в обывательской среде, где «между служб, доходов и прочего со дня на день очерствевает сердечная почва» и где «любовь поцветет, поцветет и скукожится». Он противопоставляет ей любовь своего сердца. Его любовь иная: она огромна, сильна, нерушима. Конец поэмы звучит торжественным гимном искренности, глубине и постоянству любовного чувства.»Не смоют любовь
Ни ссоры,
Ни версты.
Продумана,
Выверена,
Проверена.
Подъемля торжественно стих строкоперстый,
Клянусь —
Люблю.»
Содержание поэмы, основанное на возвеличивании любви, было продиктовано не только мотивами общественного характера, но и личными мотивами. Это соединение личного и общественного проявилось и в поэме «Про это». Основной конфликт в поэме между лирическим героем, борющимся за новые отношения в общественной и личной жизни, и миром лицемерства, окопавшегося в быту. Происходит столкновение «любви-громады» нового человека с «цыплячьей любовью» мещанина:
«Так что ж?
Любовь заменяется чаем?
Любовь заменяется штопкой носков?»
Трагедия в том, что любимая женщина оказалась в мире мещанства. Сталкиваются два мира. Переживания поэта носят интимный характер: «В постели она. Она лежит». Единственная связь — телефон. Добела раскаленный аппарат подчеркивает остроту переживаний поэта. В поэме не исключается возможность взаимной любви, нужно только укоротить свою «громаду-любовь», стать мещанином «пролезть петушком в их быт, в их семейное счастье». Но это означало бы задушить в себе человека, капитулировать перед карликом-мещанином. Страстно и гневно звучат слова:
«.не приемлю,
Ненавижу это
Все.
Все,
Что в нас
Ушедшим рабьим вбито,
Все,
Что мелочинным роем
Оседало
И осело бытом
Даже в нашем
Краснофлагом быте».
Человек, ломавший прогнивший мир, поверивший в осуществление цели: «Чтоб вся первый крик: «Товарищ!» — оборачивалась земля!» — не мог мириться ни с чем, что грозило возвращением в прошлое.
Два письма — «Татьяне Яковлевой» и «Товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». В личном конфликте раскрыты черты человека-гражданина и патриота. Любовь — это титаническое напряжение сил, в котором соперником является сам Коперник.
«Любовь — это жизнь», — говорил Маяковский. Любовь рождает поэтическое слово, она активна. Любить — значит уметь ненавидеть все, что мешает воспринимать мир как счастье.
«Нам любовь
Не рай да кущи,
Нам
Любовь
Гудит про то,
Что опять
В работу пущен
Сердца
Выстывший мотор».
«Всю жизнь меня сопровождал голос человека, раненного любовью, — любовью нежной и требовательной ко всем людям, ко всему человечеству», — вспоминал К. Федин о Маяковском.