Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В. В. Маяковского “Во весь голос”

В 1929 году Маяковский задумал поэму о первой советской пятилетке. Но он не успел осуществить этот замысел. Написано было лишь вступление к поэме “Во весь голос”. Созданное в декабре 1929 – январе 1930 года, оно было приурочено к выставке произведений Маяковского, посвященной двадцатилетию его творческого пути. Прочтя на открытии выставки вступление к поэме, Маяковский сказал, что оно “целиком отражает то, что я делаю и для чего работаю”. Являясь, таким образом, отчетом о творческом пути поэта, “Во весь голос” относится к числу тех произведений Маяковского, где выразились его эстетические взгляды.
Произведение носит острополемический характер. Именно благодаря вступлению поэта в полемику со своим “отъявленным и давним” противником – “чистым”, “аполитичным” искусством, нам становится более ясна позиция автора по отношению к творчеству и его представителям в целом.
О том, каким поэта сделала эпоха, в которой он писал, говорят следующие строки:
Я, ассенизатор
И водовоз, революцией мобилизованный и призванный.
Поэт “ухо словом не привык ласкать”, потому что его назначение – отражать настоящую жизнь, не приукрашивая ее, использовать стих “как старое, но грозное оружие”, которое “грубо, зримо”. Творчество поэта эпохи социализма, годов “труда” и дней “недоеданий” не обходит стороной такие явления действительности, как “проституция”, “туберкулез”, “блокада”. Он – “агитатор”, “горлан-главарь”, вызывающий “чахоткины плевки шершавым языком плаката”. Он – воин, который развернул “страниц войска”, направив их “до самого последнего листка” против врагов рабочего класса.
Такая поэзия, по мысли Маяковского, несомненно полезнее, она служит стране поддержкой в трудные для нее времена. И, конечно же, она далеко отстоит от “поэзии – бабы капризной”, содержание которой замыкается только на примитивном отражении окружающего мира:
Засадила садик мило, дочка, дачка, водь
И гладь –
Сама садик я садила, сама буду поливать.
Поэт бросает камень в огород конкретных “творцов”, пытавшихся писать в стиле “чистого” искусства, – Митрейкина и Кудрейко:
Кто стихами льет из лейки,
Кто крошит,
Набравши в рот –
Кудреватые Митрейки,
Мудреватые Кудрейки, Кто их к черту разберет!
А также он подчеркивает бессмыслицу, бессодержательность стихотворения “Цыганский вальс на гитаре”, известного тогда поэта Сельвицкого высмеивая строчку из него “Тара – тина, тара – тина, т-эн-н”.
Такое творчество противно Маяковскому. Для него поэт – трудяга, который свои произведения противопоставляет мертвым “лирическим томикам”, потому что его творчество “живое” и предназначено для “живых”.
Итак, вступление к поэме “Во весь голос” дает нам четкое представление о назначении поэта и его творчества. По мысли автора, поэт – это не “песенно-есененный провитязь” и стихи его не похожи на стрелы “в амурно-мировой охоте”. Настоящему художнику чуждо “искусство ради искусства”, для него поэзия колоссальный труд, в процессе которого выплавляются “железки строк”, “готовые и к смерти и к бессмертной славе”.
В данном произведении четко прослеживается еще один мотив важный для понимания эстетических воззрений поэта. Это мотив памятника себе и своему творчеству, затронутый еще Пушкиным.
У Маяковского очень своеобразное представление о дальнейшем существовании своей лирики и прозы во времени и пространстве. Он пишет так:
Мне наплевать на бронзы многопудье,
Мне наплевать на мраморную слизь.
. .пускай нам общим памятником будет
Построенный в боях социализм.
Поэт этими строками подчеркивает свою неотделимость от общего дела, от судеб народа и будущего страны, он считает себя сопричастником совершающегося построения нового общества, в котором, он верит, заключается счастье Родины. Творчество же он называет”партийными книжками”, которые он поднимает “как большевистский партбилет. над бездной поэтических рвачей и выжиг”. Тем самым поэт еще раз подчеркивает желание называться поэтом, рожденным коммунизмом, а также утверждает служение этому строю незыблемой основой своей поэзии.
Таким образом, позиция Маяковского по отношению к поэту и поэзии становится предельно ясной после прочтения вступления к поэме “Во весь голос”. Он утверждает необходимость служить людям своим творчеством, защищать их интересы и бороться против тех, кто является врагом той жизни, которую поэт в своих произведениях прославляет.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


План коспект английского языка.
Сейчас вы читаете: Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В. В. Маяковского “Во весь голос”