Главная ⇒ 📕Лермонтов М. Ю ⇒ Стихотворение «Родина» и его место в лирике Лермонтова
Стихотворение «Родина» и его место в лирике Лермонтова
В этом стихотворении Лермонтов заявляет несогласие с официальной патриотической идеологией и противопоставляет ей свою любовь к родине и русскому народу. Такова главная идея стихотворения, которая отразилась и в его композиции. Стихотворение как бы делится на две части, объясняющих «странную» любовь автора к отчизне. «Страна рабов, страна господ» — это еще не родина. К ней надо прийти «проселочным путем».
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез
Одинокие
На проселках в полную ширь и во всей красоте открывалась Лермонтову его Россия с ее неразгаданной
Родина — это не только «степей холодное молчанье», «лесов безбрежных колыханье». Это еще и народ, простые русские люди.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.
«Проселочными путями» шли к своей родине Пушкин, Гоголь, Тургенев, Некрасов, Блок, Есенин, Твардовский. По сути, вся русская литература.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Related posts:
- Отношение Лермонтова к образу Печорина Любой значительный литературный тип появляется не случайно: создавая типический характер, автор отражает в нем закономерности жизни и эпохи и стремится воздействовать в определенном направлении на жизнь. В предисловии к роману...
- Эпиграф как раскрытие идейного смысла поэмы «Мцыри» С выяснением идейного смысла поэмы связана «расшифровка» ее эпиграфа. Вначале Лермонтов избрал эпиграфом французское изречение: «Родина бывает только одна». Однако, очевидно, потому, что смысл поэмы шире и не сводится к...
- Центральный момент поэмы «Демон» — появление Тамары Сопоставляя живую жизнь и абстрактное умозрение, Лермонтов пробуждает в своих героях высокие чувства, наполняет их внутренний мир сверхчеловеческими идеалами, заставляет их испытать всю полноту счастья и всю горечь страдания. Перед...
- Образ и суть трагедии Печорина в романе «Герой нашего времени» Герой и время. В названии романа два опорных, ключевых слова: герой и время. Оба они важны, ибо только в их сочетании проясняется мысль автора. Конечно, Печорин поступил жестоко по отношению...
- Мое отношение к поступку купца Калашникова Таким образом, даже приняв смерть, герой поэмы одержал победу над бесчестием, не дав опозорить свою любимую женщину. Это поступок настоящего мужчины. Лермонтова часто черпал идеи для своих произведений из устного...
- Пейзажная лирика М. Ю. Лермонтова Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова — одиночество. Обычно мы связываем это с мрачной эпохой, в которой ему довелось жить, со светской средой, в которой он вращался. Принято...
- Романтические черты поэм Лермонтова Все это помогает правильно понять отношение Лермонтова к предшествующим литературным традициям, в частности к Байрону. Подобно своему великому предшественнику Пушкину, Лермонтов нашел в личности и творчестве Байрона много близкого себе....
- Тамань. Повесть Тамань.- По свидетельству мемуаристов, сюжет повести построен на действительных событиях, участником которых оказался сам Лермонтов во время своего пребывания в Тамани осенью 1837 г. Товарищ Лермонтова по Школе юнкеров и...
- Крепость у Каменного Брода в романе «Герой нашего времени» О пребывании Лермонтова на Кавказе в 1837 году почти не сохранилось документов. Всего несколько писем к друзьям да распоряжений по полку. Даже маршрут кавказских странствований поэта остается до конца не...
- «Журнал», единственный «достойный собеседник» Печорина Для Печорина при его одиночестве дневник, «журнал», — единственный «достойный собеседник», с которыми он может быть в полнее искренним. И еще одна ценность журнала: Это — душевная память Печорина. Жизнь...
- Патриотические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу. В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия рабства («Жалобы турка»),...
- Развязка сюжета поэмы Лермонтова «Демон» В судьбе Демона наглядно проявились противоречия романтизма. Поражение романтического героя есть признание недостаточности одного «отрицания» и утверждение положительных начал жизни. Белинский правильно увидел в этом внутренний смысл поэмы Лермонтова. Демон,...
- Стихийность крестьянского движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе М. Ю. Лермонтова «Вадим» Оба произведения — повесть «Капитанская дочка» и роман «Вадим» — объединяет и сближает то, что они посвящены истории нашей страны и пытаются ответить на вопрос: кто наиболее активная сила в...
- Сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» На протяжении всей своей творческой жизни Лермонтов был устремлен к поиску героя. Великого романтика волновала мечта о сильной личности, человеке действия, обладающем несокрушимым характером и внутренней целостностью. Именно таков лирический...
- «Герой нашего времени» и ранняя лирика М Ю Лермонтова Лермонтов считал себя литературным «сыном» Пушкина, но, как мы видим, он представлял собой нечто совершенно новое для русской литературы. Возможно, он так и остался единственным в своем роде, потому что...
- Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М. Ю. Лермонтова Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость. Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую...
- МОТИВЫ СКОРБИ И ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока, — это страшное признание Лермонтова сделано в последний год его жизни....
- Философский символ свободы в стихотворении «Парус» Состояние внутренней дисгармоничности, последовательная контрастность, лежащая в основе «Паруса», дополняется не менее очевидным единством противоположных переживаний, одно из которых естественно содержит в себе другое. В «Парусе» уже нет навязчивой аллегоричности,...
- Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Пророк» (Восприятие, истолкование, оценка.) По ночам, когда звуки стихали, Он садился в раздумье к столу, Ненаписанными стихами Горы смутно темнели сквозь мглу. За окном засыпал Пятигорск. И душа ни о чем не жалела, И...
- Тема свободы и изгнания (По стихотворениям М. Ю. Лермонтова «Тучи» и «Три пальмы») В стихотворениях М. Ю. Лермонтова «Тучи» и «Три пальмы» особенно остро чувствуется одиночество от обладания свободой. А что такое свобода? Возможно, это несогласие с тем, что тебя окружает; возможно, холодный...
- Почему М. Ю. Лермонтов называет свою любовь к родине «странной»? Великий русский критик В. Г. Белинский назвал поэзию М. Ю. Лермонтова «совсем новым звеном в цепи исторического развития нашего общества». Связано это было, прежде всего, с тем, что М. Ю....
- Взаимосвязь персонажей: Печорин и Вернер в романе «Герой нашего времени» В 1839 году в третьем номере журнала «Отечественные записки» была опубликована повесть Михаила Лермонтова «Бэла». Затем в одиннадцатом номере появилась повесть «Фаталист» и во второй книжке журнала за 1840 год...
- Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой на-шего времени».) Многие писатели разных эпох и народов стремились запе-чатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек раз-ных эпох? Пушкин в романе...
- Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова Русская литература — литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится...
- Зримость описаний в повести Катаева «Белеет парус одинокий» Как же писатель достигает такой пластичности, вещественности и зримости описаний? Сразу же оговоримся: каждый писатель достигает их по-своему, своими, ему одному присущими средствами. Универсального рецепта нет и быть не может....
- Исторические прототипы героев в повести «Княжна Мери» Впечатление правдоподобности романа усиливается упоминанием по ходу действия таких реальных личностей, как полковник Н. (Нестеров Петр Петрович), служивший во Владикавказской крепости, купец Челахов — владелец магазина в Пятигорске, фокусник Апфельбаум,...
- Особенности жанра поэмы в творчестве М. Ю. Лермонтова (на примере поэмы «Мцыри») Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» завершает развитие романтизма в творчестве поэта, а вместе с тем — и эпоху романтизма в русской литературе. Форма поэмы-исповеди позволяла полнее раскрыть душу героя, но...
- Характеристкика образа Грушницкий Грушницкий — один из главных героев повести «Княжна Мери», юнкер, выдающий себя на Кавказских водах за разжалованного офицера; сначала играющий в любовном треугольнике (Г. — Мери — Печорин) роль первого...
- Почему мне нравится образ Мцыри Я очень люблю поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Мцыри — мой любимый литературный герой. Он очень любил свободу и стремился; к ней. Его совсем маленьким привезли в монастырь: — Он...
- Литературное содержание тетради Лермонтова «1830 год» Содержание следующей по времени тетради относится к началу весны и лету 1830 года. Тетрадь размера обычной ученической, без обложки, исписана выцветшими чернилами. Она состоит из 35 листов. На первой странице,...
- Как сговор Печорина с Азаматом повлиял на судьбу Бэлы? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») Роман «Герой нашего времени» критикой был воспринят неоднозначно. Белинский назвал роман Лермонтова произведением, представляющем «совершенно новый мир искусства», увидел в писателе «глубокое знание человеческого сердца и современного общества», «богатство содержания...
- Духовное путешествие Печорина Духовное путешествие Печорина, человека с романтическим складом ума и характера, проходит но тем мирам русской жизни, которые были давно освоены в романтических повестях и рассказах писателей — предшественников Лермонтова. Главы...
- Композиция романа «Герой нашего времени» и ее роль в раскрытии личности Печорина Основная задача, стоявшая перед М. Ю. Лермонтовым при создании романа «Герой нашего времени», — нарисовать образ своего современника, «каким он его понимает и. часто встречал». Человек этот мыслящий, чувствующий, талантливый,...
- Идеи патриотизма и тема родины в творчестве Лермонтова В «Бородине» с исключительной силой воплотились идеи патриотизма, тема родины и народа, в нем ярко проявилась гражданская направленность идеологии Лермонтова. «Роковое» поражение гения поставлено здесь в прямую зависимость не от...
- НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В РОМАНЕ «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» В любом обществе существовали свои нравственные законы. Человека, нарушавшего их, считали уже не полноправным членом этого общества. Печорин нарушал эти устои многократно. Вообще Печорин личность отнюдь не однозначная. Лермонтов сам...
- Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» стала во многом подведением итогов размышлений поэта о человеке, мире, взаимоотношениях личности и общества, человека и природы. Поэтическое творчество Лермонтова основывалось на романтическом мировосприятии, унаследованном...
- Основные темы лирики М. Ю. Лермонтова Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире, на непонятость. Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую...
- Кавказ в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» Кавказ в творчестве А. Пушкина и М. Лермонтова. Для А. Пушкина Кавказ это одичавший край, красивый и прекрасный, земля древних легенд. Стихи А. Пушкина «Кавказ», «К морю». Кавказ Лермонтова —...
- Почему Печорин не смог быть счастлив в своей среде Автохарактеристика Печорина приводится в конце повести, она как бы приоткрывает завесу, позволяя проникнуть в его внутренний мир, скрытый от Максима Максимыча. Здесь уместно обратить внимание на многообразие приемов обрисовки образа...
- «Герой нашего времени». Нравственно-психологоческий роман( его художественные особенности ) «Герой нашего времени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у автора и героя «одна душа, одни и те же муки». Психологический потому, что идейным и сюжетным...