«Герой нашего времени» и ранняя лирика М Ю Лермонтова
Лермонтов считал себя литературным «сыном» Пушкина, но, как мы видим, он представлял собой нечто совершенно новое для русской литературы. Возможно, он так и остался единственным в своем роде, потому что ничего, хотя бы отдаленно напоминающего его музу, в русской литературе пока не появилось. «Очевидно, — писал Белинский, — что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».
Его поэзию и прозу породила эпоха безвременья, политической реакции после восстания
Связь «Героя нашего времени» с образами лирических произведений Лермонтова несомненна. Главная мысль романа была изложена поэтом в стихотворении
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья иль сомненья,
В бездействии состарится оно.
В этих строках уже высказаны мысли, которые найдут отражение и на страницах романа, ведь главный герой его — Григорий Александрович Печорин — является типичным представителем целого поколения, в судьбе которого отражаются все пороки, недостатки, болезни общества той эпохи.
Единственное, о чем не говорит Лермонтов в «Думе», но что мы видим в «Герое.», — это уступки пошлости, обывательщине, которые делает хороший, умный человек ввиду «пустого или темного грядущего». Он уже практически не сомневается; он слишком хорошо познал все, что его окружает.
Как сказал сам Лермонтов в предисловии ко второму изданию своего романа, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.». Какими же чертами наделен герой его времени?
Он разочарован в жизни, его пессимизм беспросветен и, самое страшное, заразителен, цели в жизни он не видит, не верит ни в любовь, ни в дружбу, смеется над человеческими привязанностями, «жизнь его томит, как ровный путь, без цели, как пир на празднике чужом». Все это было описано Лермонтовым в стихотворения «И скучно, и грустно.». Одно из самых страшных разочарований в его жизни — это разочарование в любви:
Любить — но кого же? — на время не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
По-моему, здесь автор лукавит перед самим собой. Вечная привязанность, которая жива в сердце человека даже в разлуке, известна Печорину. Его любовь к Вере показана вскользь, нам неизвестна его предыстория, но трудно сомневаться, что эта женщина по-прежнему много значит в его жизни. Заметим: «на время» — это характеристика не чувства, а объекта чувства. Княжна Мэри — любовь «на время», даже «чтобы провести время». Вера — вечная, невозможная любовь, которая оборачивается сплошным страданием для всех.
Размышления Печорина в дневнике, который является беспощадным самоанализом и саморазоблачением, показывают степень одиночества героя. Это подтверждают и образы-символы, характерные для лирики поэта. Печорин в туманную ночь в «Тамани» видит вдалеке белеющий парус («Парус»). Это прямая отсылка к одноименному стихотворению. Но «жаждет» ли Печорин «бури»? Кажется, и к буре он уже равнодушен. «Да и какое дело мне до бед человеческих.» Приключение в Тамани почти не развлекло Печорина, от пребывания в городке у него осталось только чувство досады.
Разве что порой вспоминает равнодушный офицер о высоком звездном небе, о связи людей, всего мироздания с Богом («Выхожу один я на дорогу», «Когда волнуется желтеющая нива.»). Только вечная, величественная природа успокаивает героя романа, примиряет его с окружающей действительностью.
Именно с этого момента Григорий Печорин мог бы воскликнуть:
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога.