Развязка сюжета поэмы Лермонтова «Демон»
В судьбе Демона наглядно проявились противоречия романтизма. Поражение романтического героя есть признание недостаточности одного «отрицания» и утверждение положительных начал жизни. Белинский правильно увидел в этом внутренний смысл поэмы Лермонтова. Демон, писал критик, «отрицает для утверждения, разрушает для созидания; он наводит на человека сомнение не в действительности истины, как истины, красоты, как красоты, блага, как блага, но как этой истины, этой красоты, этого блага. Он не говорит, что истина, красота, благо — призраки,
Такое понимание идейно-социального смысла лермонтовской поэмы позволяет уяснить ее связь с общественно-политической обстановкой последекабристского периода. Путем глубокого идейно-психологического анализа настроений тех представителей
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви!
Развязка сюжета оказалась трагической: Демон признал свои мечты «безумными» и проклял их. Продолжая анализ романтического индивидуализма, Лермонтов с глубокой психологической правдой вскрывает причины этой неудачи. Он показывает, что в развитии переживаний и событий высокий и благородный общественный идеал подменяется иным — индивидуалистическим. Отвечая «соблазна полными речами» на мольбы Тамары, «злой дух» забывает идеал «любви, добра и красоты». Демон зовет к уходу от мира, от людей. Он предлагает Тамаре оставить «жалкий свет его судьбе», предлагает смотреть на землю «без сожаленья, без участья». Одну минуту своих «непризнанных мучений» Демон ставит выше «тягостных лишений, трудов и бед толпы людской». Демон не смог преодолеть в себе романтического индивидуализма. Это стало причиной гибели Тамары и поражения Демона:
Преодоление романтического индивидуализма, раскрытие ущербности «демонического» отрицания ставило перед Лермонтовым проблему действенных путей борьбы за свободу личности, проблему иного героя. Разрешить эту проблему Лермонтов пытается в поэме «Мцыри». Образ героя этой поэмы Лермонтова формировался параллельно с образом Демона. Но это не дает оснований рассматривать образы Мцыри и Демона как разновидности одного и того же характера, что нередко утверждалось исследователями. Мцыри представляет существенно иной, точнее сказать, противоположный по отношению к Демону характер. Сущность этого характера определил сам поэт в одной из своих творческих заметок: «Написать записки молодого монаха семнадцати лет. С детства он в монастыре; кроме священных книг не читал. Страстная душа томится. Идеалы.» Последние слова выражают противоположность пламенного героя Лермонтова его «хладному» герою, а тем самым и всякому романтически-разочарованному герою начиная с пушкинского Пленника.