Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Пророк” (Восприятие, истолкование, оценка.)



По ночам, когда звуки стихали,
Он садился в раздумье к столу,
Ненаписанными стихами
Горы смутно темнели сквозь мглу.
За окном засыпал Пятигорск.
И душа ни о чем не жалела,
И черешен последняя горсть
На тарелке кроваво алела.
Л. Хаустов.
В. Г. Белинский так писал о лермонтовской поэзии “.нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи ре-акции наложили отпечаток на его поэзию. Неудовлетворенность существующим порядком вещей носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него – орудие борьбы, и его разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России. Одной из центральных тем в творчестве Лермонтова является тема поэта и поэзии.
Каждому большому художнику свойственны раздумья о смысле и назначении своего творчества. Уже в юности Лермонтов имел ясный взгляд на то, что должен воспевать в своих стихах настоящий поэт. Он хотел, чтобы поэзия звала людей любить родину и свободу. Поэт – это человек, одаренный “высокой мыслью и душой”, ни перед кем не склоняющий “гордого чела”, ничего не страшащийся.
В 1841 году было написано стихотворение “Пророк”. Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль и долг которого заключается


в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. Пушкин в своем стихотворении “Пророк” показал поэта до того, как тот приступил к высокому служению. Лермонтов как бы продолжил наблюдение за судьбой избранника. Он изобразил жизнь поэта, осмеянного за свою проповедь, и это – трагическое осмысление темы:
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Так безысходно и мрачно звучат первые строки стихотворения. Произведение писалось в последние месяцы жизни Лермонтова. В нем, как будто предчувствуя скорую гибель, автор оглядывается на пройденный путь. В его взгляде с новой силой воплощается глубокая скорбь, всегда сопутствующая поэту. “Пророк” – последняя капля в чаше его страданий: уже нет никакой надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не прошли даром. В глазах людей читаются “страницы злобы и порока”. Почему? Чем неугоден сладкозвучный язык его музы?
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья, –
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Не трудно догадаться, о какой правде говорит опальный поэт. Естественно, что его правда, обличающая самодержавный строй и крепостничество, не понравилась светскому обществу. Лермонтов был окружен злословием, недоброжелательным отношением. Пылкое сердце поэта с болью и горечью отзывалось на резкую и необоснованную критику. Лермонтов все более уединялся, даже на пышных балах в дворянских собраниях он был одинок, задумчив, молчалив:
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу.
Пустыня – это мир без мечты и надежды. Здесь поэт нашел свой последний приют. В самом себе, в своих мыслях и переживаниях. Горьким сарказмом полны финальные строфы этого печального откровения:
.Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Лишь природа, чистая и искренняя, принимает изгнанника. Общение с ней приносит ему нравственное удовлетворение и душевный покой:
И звезды слушают меня
Лучами радостно играя.
И здесь же антитеза – среди людей поэту плохо, неуютно, они смеются над его нищетой и незащищенностью:
.Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
“Пророк” написан четырехстопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Жанр – лирическая исповедь. Композиционно произведение делится на три части: первая часть – жизнь и деятельность поэта до ухода в пустыню; вторая – поэт в пустыне; третья – гневный финал стихотворения.
Все строфы – четверостишия, кроме последней, имеют перекрестную рифмовку. В последней строфе Лермонтов использует опоясывающую рифму, которая придает поэтическому повествованию большую завершенность.
Автор прибегает к устаревшим словам, стараясь сохранить стиль пушкинского “Пророка” (“судия”, “град”, “очи”, “камелья”, “завет”). Торжественные эпитеты наполняют стихотворение взволнованной интонацией и некоторой тай-ной (“чистые ученья”, “божья пища”, “вечный судия”, “шумный град”).
Восклицательные предложения в двух завершающих строфах звучат вызовом. Это момент наивысшего напряжения, точка кипения. Обида поэта, горечь и боль вырвались наружу.
Стихи М. Ю. Лермонтова – это почти всегда напряженный внутренний монолог, искренняя исповедь, надежда найти благодарного читателя и слушателя. Поэт глубоко и тонко раскрывает психологию лирического героя, его мгновенные настроения и переживания. Во многих стихах поэта звучит тревога за судьбу русской литературы, за судьбы истинных “певцов невидимого счастья”, ведь в руках бездарей поэзия может быть просто ничтожной “игрушкой золотой”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Значение трагедии бориса годунова.
Сейчас вы читаете: Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Пророк” (Восприятие, истолкование, оценка.)