Сюжет и композиция поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
На протяжении всей своей творческой жизни Лермонтов был устремлен к поиску героя. Великого романтика волновала мечта о сильной личности, человеке действия, обладающем несокрушимым характером и внутренней целостностью. Именно таков лирический герой Лермонтова, утверждающий его идеалы правды, свободы, любви, борьбы. В поэмах Лермонтова один за другим возникают герои, воплощающие в себе идею свободы, силы, могущества. Как заметил Белинский, в «Песне про купца Калашникова» сведены три могучих характера», но ни один из них не может быть
Пейзаж в поэме чрезвычайно активен, силы природы участвуют в создании образа героя: своим единением с ним или враждебностью они формируют его именно таким, каким он должен быть в идеальном авторском представлении: сильным, целеустремленным в поисках пути к родине, в поисках духовных ресурсов, когда иссякают силы. Замечательно, что природа увидена глазами героя, от которого она была скрыта стена ми монастыря, поэтому и лес, и горы, и звезды, и ручьи, и все, что видит Мцыри на воле, воспринимается им, как в первый день творенья. Природа влечет и обманывает героя, она прекрасна и коварна, но главное, она свободна, и герой сливается с ней в едином порыве души: «Глазами тучи я следил, рукою молнию ловил»; «В то утро был небесный свод так чист, что ангела полет прилежный взор следить бы мог» «Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник, спутанный плющом. Все лес был, вечный лес кругом, страшней и гуще каждый час, и миллионом черных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста».
К поэме «Мцыри» неприменимы традиционные, общепринятые критерии оценки сюжета. Очевидна экспозиция поэмы — рассказ о юноше Мцыри и его жизни в русском монастыре, очевидна завязка сюжета — побег героя из монастыря во время бури, очевидна и трагическая развязка, характерная для романтической поэмы, — смерть героя. Пожалуй, можно с уверенностью назвать и кульминацию поэмы, момент наивысше го напряжения действия, — это, конечно, схватка с барсом. Но остается самый главный вопрос; кто является противником и на противоречии каких конкретных персонажей строится сюжет? Вероятно, привычного ответа на этот вопрос не найти. Основой сюжета становится философская идея единения и борьбы человека с природой и обществом. Но если при рода представлена в поэме как самое активное начало, то общество дано, скорее в подтексте, в скрытых от людей мыслях героя о свободе. Эти мысли находят выход в слове только в ми нуты предсмертной исповеди Мцыри: «Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог. Я знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть. Она, как червь, во мне жила, изгрызла душу и сожгла, она мечты мои звала от келий душных и молитв в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы».
Лермонтов нигде не произносит слова «тюрьма», но весь образный строй поэмы рождает у читателя прямые ассоциации с узничеством героя, против его воли окрещенного, обреченно го на судьбу монаха, на затворничество в «душ ной келье», против чего восстает его гордая душа.
Жанр исповеди — одна из ярких особенностей романтизма как художественного метода. Именно исповедь Мцыри составляет главное содержание поэмы. Замечательно, что предварив рассказ героя скупым описанием его послушнической жизни, Лермонтов заканчивает поэму словами Мцыри и ничего не добавляет после этого. Читателю не дано узнать, исполнил ли монах просьбу юноши похоронить его в родном саду: «Сияньем голубого дня упьются я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может, он с своих высот привет прощальный мне пришлет.» Безошибочным художественным чутьем Лермонтов чувствовал, что эта поэма не нуждалась ни в каких комментариях после предсмертных слов героя. Последнее слово было за Мцыри, любимым и единственным идеалом Лермонтова.