Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой на-шего времени».)

Многие писатели разных эпох и народов стремились запе-чатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек раз-ных эпох? Пушкин в романе «Евгений Онегин» запечатлел мо-лодого человека 20-х годов: умного, неудовлетворенного суще-ствующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой — Григорий Печорин, мо-лодой человек, представляющий поколение 30-х годов XIX века, из романа М. Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени». И опять та же судьба, трагическая, неординарная. Страстное стремле-ние героев понять смысл жизни, поиски истины, с одной сто-роны, и бесцельное, паразитическое существование, с другой стороны, — это трагический разлад мечты и действительности.
Сам М. Ю. Лермонтов определил цель романа «Герой нашего времени» как изображение всего поколения. Он подчеркивал, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек
необыкновен-ный. Именно поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина. Поэтому он и прибегает к весь-ма необычному построению романа.
В повести «Княжна Мери» намечены основные мотивы все-го романа: стремление Печорина к активным действиям, любо-пытство, толкающее его к экспериментированию над окружаю-щими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, по-стичь их психологию.
«Княжна Мери» построена на дневниковых записях, это по-чти ежедневная летопись жизни Печорина. При этом главный герой описывает не столько сами события (похоже, они вооб-ще его не интересуют), сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей, с которыми сталкивает его жизнь.
Дневник Печорина не раз напоминает «Думу» Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк:
К добру и злу постыдно равнодушны. .
.И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
Это равнодушие никому не мешает, пока все идет гладко. Но что делать, когда приходит буря? А ведь Печорин не мо-жет жить без бурь, он сам их создает (на ум приходят строч-ки из лермонтовского «Паруса», прекрасно характеризующие мо-лодого человека: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой»). Так вот, в подобной ситуации холодное рав-нодушие Печорина может обернуться и оборачивается злом.
_ От — доктора Вернера молодой человек узнает о приезде на Кавказ Веры. Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что ее-то он любит, однако же любит лишь «для себя», не думает о ней, о-гом, что мучит ее. Налицо явное противоречие: если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же об-стоят дела с Мери?
16 мая молодой человек делает в своем журнале следую-щую запись: «В продолжение двух дней мои дела ужасно про-двинулись». Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушниц-кому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не по-нимает, зачем это делает: Мери, считает Печорин, он не лю-бит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгает-ся в жизнь другого человека.
«Из чего же я хлопочу?» — спрашивает он себя и отвеча-ет: «Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!» Это же чистейший эгоизм! И кроме страданий, он ничего не может принести ни Печорину, ни окру-жающим.
Комедия, задуманная Печориным, превращается в траге-дию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает Грушниц-кого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой экспери-мент над юнкером, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Груш-ницкий подчинен злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен). Чудом он остается в живых. Однако оказы-вается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает.
«Княжна Мери» показывает нам истинную трагедию Григо-рия Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энер-гию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не тра-гично?! Особенно это заметно в последнем эпизоде, когда Пе-чорин перед отъездом зашел в дом Литовских, где княгиня предложила ему жениться на ее дочери. Печорин поговорил с Мери наедине, признался, что смеялся над ней: «Как я не ис-кал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но стара-ния мои были напрасны».
Итак, в «Княжне Мери» нам раскрывается душа человечес-кая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин — чело-век противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью го-ворит: «Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерза-вец. И то и другое будет ложно». И действительно, эта повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтич-ность натуры, незаурядный ум, проницательность), и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). Действительно, на-стоящий человек не бывает исключительно плохим или хоро-шим.
Эта глава играет главнейшую, центральную роль в рома-не, так как позволяет читателю самостоятельно проследить раз-витие характера главного героя, узнать о формировании его на-туры, «себялюбивой и сухой», как сказал бы А. С. Пушкин. А вот его слова из исповеди Мери: молодой человек признается ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него «нравствен-ного калеку». Видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуря-ющее чувство пустоты, скуки, одиночества все больше овла-девает главным героем. В конце повести, находясь в крепос ти, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. «Скучно», — заключает он.
Все основные вопросы романа — социальные, психологи-ческие и философские — поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу «Фаталист», где ге-рой снова пытается решить важную загадку: в чем истинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера? Становится по-нятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсут-ствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.
Ччитая роман, мы понимаем, что Григорий Александрович Печорин как бы поднес зеркало ко всему своему поколению. Честно говоря, неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более что и мы ведь живем в то время, когда, разрушив старые принципы, еще не выработали новые, когда царят ра-зочарование и безверие. Не теряем ли мы человеческого об-лика? Не становимся ли «нравственными калеками»? Не стоит ли поискать ответ в романе «Герой нашего времени», а особен-но в главе «Княжна Мери»?.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой на-шего времени».)