Последнее объяснение Печорина и Мери. (Анализ эпизода из романа М. Ю. Лермонтова «Герой на-шего времени».)
Многие писатели разных эпох и народов стремились запе-чатлеть своего современника, через него донося до нас свое время, свои идеи, свои идеалы. Каков он, молодой человек раз-ных эпох? Пушкин в романе «Евгений Онегин» запечатлел мо-лодого человека 20-х годов: умного, неудовлетворенного суще-ствующей действительностью, жизнь которого так и прошла без пользы. Не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, как вслед за ним появился другой герой — Григорий Печорин, мо-лодой человек, представляющий поколение 30-х годов XIX века, из романа М. Ю. Лермонтова
Сам М. Ю. Лермонтов определил цель романа «Герой нашего времени» как изображение всего поколения. Он подчеркивал, что «история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек
В повести «Княжна Мери» намечены основные мотивы все-го романа: стремление Печорина к активным действиям, любо-пытство, толкающее его к экспериментированию над окружаю-щими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, по-стичь их психологию.
«Княжна Мери» построена на дневниковых записях, это по-чти ежедневная летопись жизни Печорина. При этом главный герой описывает не столько сами события (похоже, они вооб-ще его не интересуют), сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей, с которыми сталкивает его жизнь.
Дневник Печорина не раз напоминает «Думу» Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк:
К добру и злу постыдно равнодушны. .
.И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
Это равнодушие никому не мешает, пока все идет гладко. Но что делать, когда приходит буря? А ведь Печорин не мо-жет жить без бурь, он сам их создает (на ум приходят строч-ки из лермонтовского «Паруса», прекрасно характеризующие мо-лодого человека: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой»). Так вот, в подобной ситуации холодное рав-нодушие Печорина может обернуться и оборачивается злом.
_ От — доктора Вернера молодой человек узнает о приезде на Кавказ Веры. Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что ее-то он любит, однако же любит лишь «для себя», не думает о ней, о-гом, что мучит ее. Налицо явное противоречие: если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же об-стоят дела с Мери?
16 мая молодой человек делает в своем журнале следую-щую запись: «В продолжение двух дней мои дела ужасно про-двинулись». Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушниц-кому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не по-нимает, зачем это делает: Мери, считает Печорин, он не лю-бит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгает-ся в жизнь другого человека.
«Из чего же я хлопочу?» — спрашивает он себя и отвеча-ет: «Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!» Это же чистейший эгоизм! И кроме страданий, он ничего не может принести ни Печорину, ни окру-жающим.
Комедия, задуманная Печориным, превращается в траге-дию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает Грушниц-кого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой экспери-мент над юнкером, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Груш-ницкий подчинен злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен). Чудом он остается в живых. Однако оказы-вается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает.
«Княжна Мери» показывает нам истинную трагедию Григо-рия Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энер-гию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не тра-гично?! Особенно это заметно в последнем эпизоде, когда Пе-чорин перед отъездом зашел в дом Литовских, где княгиня предложила ему жениться на ее дочери. Печорин поговорил с Мери наедине, признался, что смеялся над ней: «Как я не ис-кал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но стара-ния мои были напрасны».
Итак, в «Княжне Мери» нам раскрывается душа человечес-кая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин — чело-век противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью го-ворит: «Одни скажут: он был добрый малый, другие — мерза-вец. И то и другое будет ложно». И действительно, эта повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтич-ность натуры, незаурядный ум, проницательность), и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). Действительно, на-стоящий человек не бывает исключительно плохим или хоро-шим.
Эта глава играет главнейшую, центральную роль в рома-не, так как позволяет читателю самостоятельно проследить раз-витие характера главного героя, узнать о формировании его на-туры, «себялюбивой и сухой», как сказал бы А. С. Пушкин. А вот его слова из исповеди Мери: молодой человек признается ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него «нравствен-ного калеку». Видно, что эта «болезнь» прогрессирует: изнуря-ющее чувство пустоты, скуки, одиночества все больше овла-девает главным героем. В конце повести, находясь в крепос ти, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. «Скучно», — заключает он.
Все основные вопросы романа — социальные, психологи-ческие и философские — поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу «Фаталист», где ге-рой снова пытается решить важную загадку: в чем истинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера? Становится по-нятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсут-ствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.
Ччитая роман, мы понимаем, что Григорий Александрович Печорин как бы поднес зеркало ко всему своему поколению. Честно говоря, неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более что и мы ведь живем в то время, когда, разрушив старые принципы, еще не выработали новые, когда царят ра-зочарование и безверие. Не теряем ли мы человеческого об-лика? Не становимся ли «нравственными калеками»? Не стоит ли поискать ответ в романе «Герой нашего времени», а особен-но в главе «Княжна Мери»?.