Три этапа развития в творчестве Лермонтова. Становление личности в лирике Лермонтова
Русская литература — литература пророческая. И одним из самых известных ее пророков был М. Ю. Лермонтов, но сознание своего великого предназначения пришло к нему не сразу, поэтому его творчество делится на несколько периодов. С 1828 по 1832 годы Лермонтов очень увлекался романтическими стихами Байрона. Многие стихотворения этого периода — грустные, мрачные, в них он говорит о своих страданиях, о разочарованиях в жизни и в людях, скорбит о ничтожности мира и человека. Во всех этих чувствах была доля юношеской рисовки и следы влияния Байрона,
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник.
С 1833 по 1836 год продолжается второй период развития поэта. В это время Лермонтов мучительно ищет свой неповторимый путь, осознает предназначение поэта и его задачи, поэтому в этот период поэтом было написано очень немного стихотворений, большинство из которых не пользовались популярностью у читателей. И с 1837 года до самой смерти поэта длится последний этап — его зрелость. Началом этого этапа можно считать стихотворение «Смерть поэта» (1837 год), с которым молодой Лермонтов вошел в литературу. Это стихотворение было написано после того, как он получил известие о смерти Пушкина, которая вызвала раскол среди дворянской интеллигенции. Одни защищали Пушкина и негодовали на Дантеса, другие, в основном в светских кругах, оправдывали убийцу. Ответом последним и стало стихотворение «Смерть поэта», в котором Лермонтов обвинял представителей придворной аристократии, убивших поэта: А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! За последние шестнадцать строк Лермонтова обвинили в подстрекательстве к восстанию и сослали на Кавказ. Поэт без сожаления прощается с Родиной, надеясь «за хребтом Кавказа» творить, не опасаясь царя: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ. На этом этапе Лермонтов полностью осознает свое предназначение и свою судьбу, связанную с ним. Об этом стихотворение «Пророк» (1841 год). В нем Лермонтов как бы продолжает пушкинского «Пророка», который заканчивается тем, что пророк осознает свое предназначение «глаголом жечь сердца людей». Лермонтовский же пророк бежит от людей, не понимающих его: Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья. Пророк вынужден бежать в пустыню от людей: И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром божьей пищи. Но люди не забывают смельчака, бросившего им вызов, и даже спустя годы, когда пророк вынужден пробираться через город, старцы указывают на него детям, говоря: «Смотрите: вот пример для вас! Он горд был, не ужился с нами. Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами!» Таким образом, Лермонтов — поэт-пророк появился не сразу, долгое время «творческая дума» зрела на сердце у поэта, прежде чем появиться на свет в стихах зрелого периода.