Выяснение читательских впечатлений учащихся о «Герое нашего времени»
Выяснение первоначальных впечатлений может происходить и в устной беседе (но тогда нельзя охватить всех учащихся) и письменно. В любом случае полезно сосредоточить внимание на нескольких, главных вопросах, например: Какая повесть произвела на вас наибольшее впечатление? Чем вы это объясняете? Каково ваше отношение к Печорину? Одинаково ли это отношение на протяжении всего романа или меняется? (Покажите, как меняется.) Кто из действующих лиц
О первоначальных впечатлениях учащихся-читателей «Героя нашего времени» романа, исключая Печорина,
Одним из первых уроков после выяснения читательских впечатлений
Работа Лермонтова над романом продолжалась около двух лет: 1838-1840 гг. Появился роман в печати не сразу, а выходил частями. В марте 1839 г. в «Отечественных записках», была опубликована «Бэла», а затем там лее появились «Фаталист» (ноябрь 1839 г.) и «Тамань» (начало 1840 г.)., В 1840 году выходит отдельное издание романа, в нем впервые публикуются повесть «Княжна Мери» и рассказ «Максим Максимыч».; Порядок расположения повестей в этом издании не соответствовал последовательности их опубликования (появившийся ранее «Тамани» «Фаталист» был поставлен в заключение романа). На выход романа «Герой нашего времени» живо откликнулась критика тех лет: многих он задел за живое, некоторые, почувствовав возможность симпатии публики к герою, объявили Печорина безнравственным, другие отрицали правдоподобность характера главного героя или писали, что Печорин — всего лишь портрет самого автора. Разноречивые и в основном недружелюбные толки заставили Лермон-. това написать к новому, второму изданию предисловие, где он отвергает неверные толкования образа Печорина, отчасти раскрывает свое отношение к нему и объясняет свои творческие принципы. Чтением этого предисловия па уроке может быть начат разговор о теме романа.
Учитель останавливается лишь на важнейших моментах композиции, стараясь привлечь школьников к выяснению не только приемов построения романа, но и определяющих их причин. На первом уроке целесообразно остановиться на таких особенностях композиции, как отсутствие единого сюжета и «эпизодическая отрывочность» частей, нарушение хронологического порядка в расположении их и наличие в романе трех рассказчиков (автора, Максима Максимыча и самого Печорина). Можно кратко выяснить особенности сюжета отдельных повестей. На последующих уроках будут затронуты и такие вопросы композиции, как принцип группировки образов в романе и приемы их характеристики 1.Когда мы разберутся в сложном построении романа, восстановят хронологическую последовательность событий, расположат в соответствии с ними повести, очень важно, чтобы они поняли, почему Лермонтов прибегнул к такой оригинальной композиции и чего он этим достиг. Автору было важно с наибольшей объективностью, глубиной и всесторонностью раскрыть характер и внутренний мир героя. Поэтому он в каждой повести помещает Печорина в иную среду, показывает его в разных обстоятельствах, в столкновениях с людьми различного общественного положения и психического склада. Каждый раз Печорин открывается читателю с новой стороны, обнаруживает новые и новые грани своего характера. С этой же целью Лермонтов дает в романе трех рассказчиков.
Сначала мы узнаем о Печорине от старого офицера, человека простого и скромного — Максима Максимыча, жившего с ним в крепости. Затем Печорина видит человек одного с ним круга автор; рисуя портрет героя, он показывает читателю новые черты, не получившие освещения в рассказе Максима Максимыча, который многого в Печорине не мог понять. Максим Максимыч. и автор рассказали о поступках героя в определенных жизненных обстоятельствах, обратили внимание на некоторые особенности, «странности» его характера. Читатель уже ясно видит героя, многое знает о нем, но еще не все в нем понимает. Полностью герой раскрывается в дневнике, где он пишет о себе сам. Сначала он выступает участником грустно-комического приключения в Тамани и еще очень мало рассказывает о своих переживаниях. Характер его проявляется главным образом в действиях и поступках; о внутреннем мире его мы лишь догадываемся. В двух же последних повестях внутренний мир героя раскрывается им самим с беспощадной откровенностью, «странности» этого человека получают объяснение, и Печорин предстает перед читателем во всей сложности и противоречивости своей натуры.
Такое построение романа и способ показа характера героя имеют внутреннюю логику и оправданность, позволяют действительно глубоко раскрыть трагедию незаурядного молодого человека, не нашедшего себе места в русской жизни тех лет. Нетрудно увидеть, что описанные в романе события жизни Печорина не являются столь уж обычными; в основе сюжета каждой повести,_кроме повести «Максим «Максимыч»,лежит либо острый конфликт, либо захватывающее приключение: похищение черкешенки («Бэла»), столкновение с контрабандистами («Тамань»), смелая попытка испытать судьбу («Фаталист»), сложная игра, оканчивающаяся дуэлью («Княжна Мери»). Но именно такие необычные события оказываются типичными для Печорина — они соответствуют его природе, характеру (Максим Максимыч говорит о нем: «Ведь есть, право, этакие люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться разные необыкновенные вещи!»), и именно в подобных исключительных ситуациях характер героя проявляется с наибольшей определенностью и силой/ Он главный герой всех повестей, и потому при работе над ними основное место на уроках занимает разговор о Печорине, о том, как он показан в тех или иных обстоятельствах. Попутно ставятся и иные вопросы, касающиеся других персонажей.