Лирическое содержание стихотворения “Парус”

“Парус” написан в 1832 году еще совсем юным Лермонтовым, и сам поэт, взыскательно отбиравший свои стихотворения для опубликования, не включил этот маленький шедевр в свой вышедший при жизни стихотворный сборник. Читатель познакомился с “Парусом” уже после смерти Лермонтова, но для многих поколений именно “Парус” стал символом всей его поэзии. И это не случайно. В двенадцати лаконичных строчках легко ощутить мятежный дух поэта, страстное отрицание им покоя, жажду борьбы и одновременно глубокую грусть от сознания своего одиночества.

Некоторые исследователи (например, В. Будрин) обращают внимание на биографическую основу “Паруса”, связывая настроение, выраженное в этом стихотворении, с переломным моментом в жизни поэта – переездом в Петербург и намерением поступить в школу гвардейских подпрапорщиков.
Надо иметь в виду, что “Парус” – стихотворение с глубоким подтекстом. Развитие поэтической мысли в нем своеобразно и сложно для детского восприятия. Оно идет в двух ритмично чередующихся планах: читатель все время видит морской пейзаж с парусом и автора, размышляющего о них; причем в двух первых строчках каждого четверостишия
возникает картина меняющегося моря, а в двух последних передается чувство, вызванное ею. Центральный образ так же двупланов: это и тот реальный парус, что “белеет в тумане моря голубом”, и одновременно человек с определенной судьбой и характером, размышления о котором и составляют главный смысл стихотворения, то есть это образ символический.
В 1-й строфе взгляд поэта останавливается на овеянной туманом морской дали с одиноким парусом. Сколько людей не один раз в жизни видели такой пейзаж, но у Лермонтова-с ним связано поэтическое раздумье. Возникают вопросы, овеянные задумчивостью и легкой грустью: “Что ищет он в стране далекой, что кинул он в краю родном?” Стих звучит легко и плавно; инструментовка его (обилие сонорных и плавных звуков л, р, н, м) и ритм (пропуск одного и того же ударения в первых двух строках) как бы передают легкое колыханье морской волны во время штиля. Но вот море меняется; набежавший ветер поднял волны, и они, кажется, готовы смять парус (“мачта гнется и скрипит”). Свист ветра и шум моря передаются новой звуковой гаммой; преобладающими звуками становятся с, т, ч, щ. Чувство смутной тревоги при виде этой картины переходит в грустную безнадежность от сознания, что для паруса нет и не было счастья и что счастье для него вообще невозможно:
– Увы! Он счастия не ищет
– И не от счастия бежит.
И снова стихает и голубеет море, светит солнце; однако эта радостная для глаз картина успокаивает совсем ненадолго; сменяющая ее авторская мысль контрастна ей по настроению и звучит вызовом всякому спокойствию и штилю:
– А он, мятежный, ищет бури,
– Как будто в бурях есть покой!
Природа в “Парусе” по-лермонтовски живописна, глазам открывается целая палитра ярких и радостных красок: голубых (туман), лазурных (море), золотых (лучи солнца), белых (парус). Поэтому все легко рисуют словесные “иллюстрации” к этому стихотворению. Труднее дается им понимание настроения поэта. Большинство улавливает грусть, сожаление о чем-то, но далеко не все чувствуют содержащийся в последних строчках гордый протест против покоя, отказ от него и жажду борьбы. Не пытаясь разъяснить глубину подтекста, можно все же привлечь внимание школьников к двум эпитетам, рисующим парус: он “одинокий” и “мятежный” (к слову “мятежный” надо подобрать синонимы, чтобы прояснить его смысл). Два этих слова-эпитета – как две различные тональности в симфонической картине.
Первое (“одинокий”) вызывает минорные ноты, так как для Лермонтова одиночество связано с невозможностью счастья; второе (“мятежный”) рождает мужественные звуки финала, потому что если “мятежен” – значит, не боится бури, силен духом и непокорен судьбе. Можно сказать, что вид паруса натолкнул поэта на мысль о людях, тлких же одиноких и таких же мятежных, которым он сочувствует и которыми гордится. Когда все будут далее выразительно читать стихотворение, интересно предложить им подумать, какое слово (или какие слова) они хотели бы особенно выделить, : чтобы на них обратил внимание слушающий. Многие выделяют слово “мятежный”, и тогда в чтении заметней мажорный тон стихотворения; некоторые предпочитают акцентировать эпитет “одинокий”, тогда в стихотворении больше звучит минор; третьим кажется необходимым обратить внимание на две самых грустных строчки: “Увы! он счастия не ищет и не от счастия бежит”.




Катарина шекспир.
Сейчас вы читаете: Лирическое содержание стихотворения “Парус”