Особенности образа рассказчика в одном из произведений русской литературы XIX века
«Постепенное проникновение во внутренний мир героя. Во всех повестях одна мысль, и эта мысль выражена в одном лице, которое есть герой всех рассказов», — писал Белинский о романе «Герой нашего времени». Это произведение явилось первым русским психологическим романом, так как в нем логика повествования определяется логикой развития характера главного героя, а не хронологией событий.
Рассказчик — герой всех рассказов. В «Бэле» он таинственен, будто ведет повествование под псевдонимом. Но тотчас он показан при свидании
Такое впечатление, что, как писал Белинский, мы имеем дело с картиной, состоящей из «нескольких рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии романа и единстве героев».
Новаторство
Но не будем удаляться от темы. Образ рассказчика меняется, как уже говорилось, не хронологически, а психологически. Создавая крупный портрет Печорина, писатель в монологах и дневниках ретроспективно набрасывает картину ожесточения души героя, но одновременно создает образ «простого человека», с одной стороны, корректирующего поведение Печорина, а с другой — олицетворяющего своей судьбой нравственное оправдание Печорина.
«В самом деле, в нем два человека: первый действует, второй смотрит на действия первого и рассуждает о них», — прокомментировал В. Г.Белинский.
Думается, что раздвоение натуры объясняется тем, что в каждом из нас присутствует мелочность и великость. Стилистический прием Лермонтова помог жестко выделить и разделить эту человеческую двойственность.