Философского размышления автора о судьбе человека в романе «Герой нашего времени»

Итак, в «Герое нашего времени» композиция является одним из самых активных элементов воссоздания истории души человеческой. Принцип хронологической последовательности заменен психологической последовательностью «узнавания» героя читателем. В любом обществе существовали свои неизменные нравственные законы. Человека, нарушившего их, считали уже неполноправным членом этого общества. Печорин нарушал эти устои многократно.
В ночь перед дуэлью Печорин спрашивает себя: «зачем я жил? для какой цели я родился?. А, верно, она существовала,

и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные.» Это понимание своего предназначения в жизни за несколько часов до возможной смерти является кульминацией не только повести «Княжна Мери», но и всего романа «Герой нашего времени». В «Княжне Мери» автор, может быть, впервые в русской литературе дал глубочайший психологический портрет своего героя. Повесть «Фаталист» несет на себе печать философского размышления » Лермонтова о судьбе. Его герой мучительно ищет ответ на вопрос: можно ли изменить судьбу? Он испытывает свою судьбу.
Ему никто не приказывал
обезоруживать убийцу, и, вообще, не его это дело. Но он хочет проверить, зависит ли что-нибудь от человека? Если сегодня ему предопределено остаться живым, то он останется живым. И ничто не сможет изменить это Предопределение. Поэтому он идет на смертельно опасный эксперимент и остается жив. Таким образом, расположение повестей в романе не в хронологическом порядке дало возможность автору более глубоко раскрыть личность своего; героя. В целом «Герой нашего времени» является социально-психологическим романом. Однако части, из которых он состоит, в соответствии со стоявшими перед автором социально-психологическими задачами, тяготеют к самым разным жанрам.
Так, «Бэлу» можно назвать романтической повестью, «Максима Максимовича» — путевым очерком, «Тамань» —
Дневники начинаются с Тамани, где еще совсем молодой герой переживает романтическое приключение. Он полон жизни, доверчив, любопытен, жаждет приключений. В «Княжне Мери» мы встречаем человека, способного на самоанализ. Здесь Печорин характеризует себя сам, он объясняет, как сформировались у него дурные свойства: «.такова была моя участь с самого детства! Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали — и они родились. я стал скрытен. я стал злопамятен. я сделался завистлив. я выучился ненавидеть. я начал обманывать. я сделался нравственным калекой.»
В «Бэле» мы видим Печорина глазами Максима Максимовича, старого офицера. Это довольно-таки поверхностное описание характера героя: «Славный был малый. только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут — а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один.» В «Максиме Максимовиче» Печорина описывает проезжий офицер, человек, который по своему культурному уровню близок Печорину. Здесь мы видим довольно подробный портрет с некоторыми психологическими замечаниями. Портрет занимает полторы страницы текста. Здесь автор нарисовал фигуру, походку, одежду, руки, волосы, кожу, черты лица особое внимание он уделяет описанию глаз героя: «.они не смеялись, когда он смеялся!. Это признак — или злого нрава, или глубокой постоянной грусти. Из-за полуопущенных ресниц они сияли каким-то фосфорическим блеском. То не было отражение жара душевного или играющего воображения: то был блеск, подобный блеску гладкой стали ослепительный, но холодный.»
Вообще Печорин личность отнюдь не однозначная. Лермонтов сам настаивает, что Печорин — уже не романтический герой, каким его хотела видеть публика. Обладая вполне романтической внешностью — «среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы и т. д. — он живет очень сложной духовной, казнью — это тоже романтическая черта. Лермонтов несколько раз заостряет наше внимание на том, что Печорин — герой вполне реальный. Его эгоизм, внешнее презрение ко всему окружающему, жестокие и, что самое страшное, хорошо продуманные, расчетливые поступки — это не достоинства героя, как было в эпоху романтизма, но и не его слабости.
Портрет настолько красноречив, что перед нами встает зримый образ человека, много пережившего и опустошенного. В оставшихся трех повестях рассказ ведется от первого лица. Автор просто опубликует журнал Печорина, то есть его дневники. В них характер героя дается в развитии.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Философского размышления автора о судьбе человека в романе «Герой нашего времени»