Мцыри как романтический герой
Одной из вершин художественного наследия М. Ю Лермонтова является поэма «Мцыри» — плод
Деятельной и напряженной творческой работы.
Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную,
Протестующую речь перед своим «слушателем» — старшим монахом.
В поэме «Исповедь» (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу,
Провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к
Изображению ситуаций, в которых
Приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы «Мцыри» (1840 год),
Повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом.
Перед «Мцыри» была написана поэма «Беглец». В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и
Предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив
Врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его
Все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище.
В поэме «Мцыри» Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в «Исповеди» и поэме
«Беглец». В «Мцыри» поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в
«Исповеди» (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с
Грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от
Личного счастья во имя идеала свободы.
Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов — декабристов.
Лермонтов этих понятий не разделяет: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда
Воли.
Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими — стены,
Трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он — рабом и узником. Его желание узнать, «для воли иль тюрьмы
На этот свет родились мы», обусловлено страстным порывом к свободе.
Короткие дни побега — это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он
Называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к
Родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно
Любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией
Воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в
Намеках.
О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает, прежде всего, как о воинах; не случайно ему снятся
Сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что
Мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов». Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой,
Но всем строем своих чувств он — воин.
Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: «Ты помнишь, в
Детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не
Видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в
Грозовую ночь: то, что устрашало боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой.
Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила,
Потому что он знал; возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий. Трагический финал
Свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого
Патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «рай и вечность
Променял» за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина,
Что ему не удалось стать в ряды борцов: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно «спорил с
Судьбой».
Побежденный, Мцыри духовно не сломлен и остается положительным героем нашей литературы, а его
Мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных
Современников из дворянского общества.
Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая
Свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с
Бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами
Поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой,
Тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных
Скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти
Барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его
«прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов.
Характеру героя соответствует и стих поэмы. Произведение Лермонтова продолжает традиции
Передового романтизма. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою
«душу» в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм.
Однако Лермонтов, создавший «Мцыри» в те годы, когда создавался и реалистический роман «Герой
Нашего времени», вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если
Прошлое героев «Исповеди» и «Боярина Орши» остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех
Социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отечестве
Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для
Романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть — «рассказать душу». Такой психологизм
Произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал
Социально-психологический роман. Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в
Самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления
(«Однажды русский генерал.»). Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в
Творчестве Лермонтова.
Поэт вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с
Тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную
Литературу свой, «лермонтовский элемент». Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в
Качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал «самобытную живую мысль» в его
Стихах. Белинский повторял: «Все дышит самобытною и творческою мыслью».