Мцыри как романтический герой

Одной из вершин художественного наследия М. Ю Лермонтова является поэма “Мцыри” – плод
Деятельной и напряженной творческой работы.
Еще в раннюю пору в воображении поэта возник образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную,
Протестующую речь перед своим “слушателем” – старшим монахом.
В поэме “Исповедь” (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу,
Провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к
Изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя,
Приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы “Мцыри” (1840 год),
Повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом.
Перед “Мцыри” была написана поэма “Беглец”. В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и
Предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив
Врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его
Все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны.
В поэме “Мцыри” Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в “Исповеди” и поэме
“Беглец”. В “Мцыри” поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в
“Исповеди” (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с
Грузинкой у горного потока. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от
Личного счастья во имя идеала свободы.
Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов – декабристов.
Лермонтов этих понятий не разделяет: в одну, но “пламенную страсть” сливается любовь к отчизне и жажда
Воли.
Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими – стены,
Трусливыми и жалкими – стражи-монахи, сам он – рабом и узником. Его желание узнать, “для воли иль тюрьмы
На этот свет родились мы”, обусловлено страстным порывом к свободе.
Короткие дни побега – это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он
Называет блаженством. Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к
Родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно
Любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией
Воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в
Намеках.
О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает, прежде всего, как о воинах; не случайно ему снятся
Сражения, в которых он побеждает, недаром мечты влекут его в “чудный мир тревог и битв”. Он убежден, что
Мог бы быть “в краю отцов не из последних удальцов”. Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой,
Но всем строем своих чувств он – воин.
Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит: “Ты помнишь, в
Детские года слезы не знал я никогда”. Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не
Видит. Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в
Грозовую ночь: то, что устрашало боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой.
Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется в битве с барсом. Его не страшила могила,
Потому что он знал; возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий. Трагический финал
Свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого
Патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы “рай и вечность
Променял” за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина,
Что ему не удалось стать в ряды борцов: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно “спорил с
Судьбой”.
Побежденный, Мцыри духовно не сломлен и остается положительным героем нашей литературы, а его
Мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных
Современников из дворянского общества.
Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя. Презирая
Свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с
Бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами
Поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой,
Тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных
Скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерсти
Барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу “меж темным небом и землей”, ему чудится, что его
“прилежный взор” мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов.
Характеру героя соответствует и стих поэмы. Произведение Лермонтова продолжает традиции
Передового романтизма. Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою
“душу” в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм.
Однако Лермонтов, создавший “Мцыри” в те годы, когда создавался и реалистический роман “Герой
Нашего времени”, вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если
Прошлое героев “Исповеди” и “Боярина Орши” остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех
Социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отечестве
Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для
Романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть – “рассказать душу”. Такой психологизм
Произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал
Социально-психологический роман. Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в
Самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления
(“Однажды русский генерал.”). Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в
Творчестве Лермонтова.
Поэт вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с
Тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную
Литературу свой, “лермонтовский элемент”. Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в
Качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал “самобытную живую мысль” в его
Стихах. Белинский повторял: “Все дышит самобытною и творческою мыслью”.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Виды памяти пк.
Сейчас вы читаете: Мцыри как романтический герой