Значение показа дворянского общества для раскрытия смысла романа “Герой нашего времени”

Если в повестях “Бэла” и “Тамань” Печорин выступал в окружении простых и “естественных” людей, то в повести “Княжна Мери” он показан в типичной для него дворянской среде. Изображение дворянского общества, с которым роднит Печорина происхождение и классовая принадлежность, имеет в романе существенное значение, В соседстве со “столичными франтами”, “московскими барышнями” и провинциальной “знатью” ярче выступает незаурядность и исключительность Печорина для своей среды, в которой он вынужден находиться и действовать. Конфликт между этим обществом и Печориным показывает непримиримость его ко всем устоявшимся традициям “света”. Правда, в романе изображен не столичный свет, а пестрое по составу “водяное общество”. Но Лермонтов показывает, что в сущности принципиального отличия между ними нет, а пестрота и случайность образовавшегося на водах общества позволяют автору ярче выявить совершенное одиночество Печорина, равно чужого и знатной московской барыне Лиговской, и небогатому юнкеру Грушницкому, и драгунскому капитану.
“Водяное общество” разнородно: здесь и московская знать, и местные привилегированные круги (“хозяйки вод”), и степные помещики, и военные – драгуны, армейские офицеры. Большинство из них – дворяне средней руки, не отличающиеся ни богатством, ни особой знатностью.

Учащиеся легко находят в тексте подтверждение этого. Оки отмечают, например, “истертые старомодные сертуки” степных помещиков; обращают внимание на то, что столичные франты, в Пятигорске проповедующие “презрение к провинциальным домам”, в Петербурге не имеют доступа в аристократические гостиные. Но все же состояние их достаточно, чтобы они могли ничего не делать. Жизнь их проходит праздно, круг занятий и интересов узко очерчен: прогулки, пикники, балы; у мужчин – игра в карты и пьянство (“они пьют – однако, не воду”). Никаких серьезных раздумий, никаких глубоких запросов здесь не встретишь. Одно из главных занятий и интересов “водяного общества” – сплетни. Не случайно Вернер рассказывает о слухах,, распространившихся в городе по поводу предполагаемой женитьбы Печорина на княжне Мери: “Весь город говорит; все мои больные заняты этой важной новостью, а. уж эти больные такой народ: все знают!”
Члены “водяного общества” – это мелкие души с мизерными страстями, нет здесь места благородству и честности. Даже простой порядочностью не обладают “московские франты” и “блестящие адъютанты”. Когда “господин во фраке” оскорбил Мери, адъютант, знакомый с семейством Литовских, “спрятался за толпой, чтоб не быть замешана в историю”. Для членов этого общества характерно высокомерие по отношению к стоящим ниже их на общественной лестнице и подобострастие, сочетающееся с завистью, перед теми, кто выше их, знатнее и богаче. Так, семейства степных помещиков “с нежным любопытством” смотрели на Печорина, обманутые петербургским покроем его “сертука”; но, “узнав армейские эполеты, они с негодованием отвернулись”.
Взгляды Лермонтова и его героя Печорина на пятигорский “свет” совпадают.
Печорин прекрасно понимает пошлость и узость интересов окружающих его людей и воспринимает их жизнь как фальшивую “игру”; в его дневнике, где он пишет о людях этого общества, часто встречаются слова: “действующие лица”, “сцена”, “завязка”, “развязка” и т. п. Учащимся можно предложить отыскать в тексте такие места.
Отрицательное отношение Печорина к “водяному обществу” сказывается даже на характере речи героя. Учащиеся помнят, как любовался Печорин смелостью и красотой контрабандистов, когда описывал свое приключение в Тамани. А о представителях света он пишет в нарочито сниженных, иногда даже грубых выражениях. Например, одного из гостей на балу он рисует так: “Вдруг отделился господин во фраке с длинными усами и красной рожей”. “Рожа” – необычный для Печорина вульгаризм, и характерно, что появляется он именно там, где герой пишет о привилегированном обществе. Или Печорин замечает: “В одиннадцать часов утра. . . княгиня Лиговская обыкновенно потеет в Ермоловской ванне”. Глагол “потеет” звучит иронически рядом с титулом “княгиня”, создавая контраст слов разного стилистического ряда.
В обрисовке эпизодических лиц большое место занимает портретная характеристика. Можно прочесть на уроке описание толстой дамы на балу в ресторации: “Я стоял сзади одной толстой дамы, осененной розовыми перьями; пышность ее платья напоминала времена фижм, а пестрота ее негладкой кожи счастливую эпоху мушек из черной тафты; самая большая бородавка на ее шее прикрыта была фермуаром”. Интересно отметить сочетание слова “осененная” со словами “розовые перья”. Соединение их в одном предложении настраивает читателя иронически. Наблюдая, как различна манера описания Печориным внешности контрабандистов и представителей “водяного общества”, легко сделать вывод, что, являясь одним из способов обрисовки образа, портрет в романе помогает в то же время выявить отношение автора и его героя к персонажам. При всей объективности описания портрета внимание читателя сосредоточивается на отдельных деталях внешности, и отбор их автором позволяет судить о субъективном отношении его к – тому или иному герою. Можно отметить сутуловатый стан драгунского капитана, “красную рожу” господина во фраке, “бородавку, прикрытую фермуаром”, у толстой дамы и т. п.
Способом выражения авторского отношения к изображаемому персонажу является и отбор эмоционально окрашенных эпитетов и глаголов, передающих состояние или характеризующих отдельные качества того или иного героя. Описывая разговор с драгунским капитаном незадолго до дуэли, Печорин замечает: “Он пожелтел, посинел; скрытая злоба изобразилась на лице его”. У второго секунданта Грушницкого -; Ивана Игнатьича – он отмечает “пискливый голос”.
Не ограничиваясь зарисовкой “водяного общества”, Лермонтов расширяет представление о типичной для Печорина среде показом офицерского общества в повести “Фаталист” и отдельными высказываниями героя и автора о столичном свете. Основное занятие офицеров казачьей станицы, куда ненадолго попадает герой,- карты по вечерам и пустые разговоры.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Основные методы научно педагогического исследования.
Сейчас вы читаете: Значение показа дворянского общества для раскрытия смысла романа “Герой нашего времени”