Проблема «безумия» и «ума» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

В комедии А. С.Грибоедова «Горе от ума» показано противостояние Чацкого русскому дворянству. Всех персонажей можно считать безумными. Каждая сторона считает другую сторону сумасшедшей. Во всех действиях герои А. С.Грибоедова сплетничают и порочат друг друга. Причем делают это не в открытую, а за спиной. Ругают все новое и передовое. Но ни один герой не видит себя со стороны. Фамусов говорит о Чацком: «Опасный человек», «Он вольность хочет проповедать», «Да он властей не признает!» Софья о Чацком: «желчь на всех излить готов».

Чацкий в свою очередь о Молчалине: «А чем не муж? Ума в нем только мало; Но чтоб иметь детей, кому ума недоставало?» Наталья Дмитриевна о Чацком: «отставной и холостой». Платон Михайлович о Здгорецком: «Отъявленный мошенник, плут.», «.и в карты не садись: продаст». Хлестова считает Загорецкого «лгунишкой, картежником и вором». И все вместе о Чацком: «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда безумных развелось людей, и дел, и мнений», «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь».
Итак, все в обществе друг друга ненавидят. Когда читаешь эту комедию, кажется,
что все происходит не в интеллигентном обществе, а в чеховской «Палате №6». Люди словно бредят. Они живут на этом свете только лишь для интриг, которые со стороны выглядят безумием. Чацкий — умен, но он не любит людей, его окружающих, как, впрочем, окружающие не любят его. В итоге наступает борьба противоположностей, безумное общество со знаком «минус», борется с Чацким, которого, разумеется, следует отметить знаком «плюс». Тот в свою очередь ведет борьбу с тупостью, неграмотностью, косностью и непорядочностью своих же соплеменников. Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! — Карету мне, карету!
Этим монологом заканчивает А. С.Грибоедов свое произведение. И мы понимаем, что «безумному» Чацкому не удалось ничего изменить в «умных» людях. Последняя реплика Фамусова подтверждает это: «Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»
Судьей является сам автор — он встает на сторону Чацкого и объявляет его умным, а всех остальных глупыми. Тут я полностью согласен с позицией А. С.Грибоедова. Но есть одно «но». Да, Чацкий вернулся из-за границы. Да, он много видел, знает, какова его цель в жизни. Но умный человек никогда не вступит в спор с глупым, тем более с глупым обществом. Зачем А. С.Грибоедову надо было показывать Чацкого еще и с «безумной» стороны? А просто А. С.Грибоедов наказал Чацкого за его ум, назвав «сошедшим с ума». Может, А. С.Грибоедов хотел описать Россию того времени? А может, задумал показать, что все в этом мире безумно и среди сонмища безумцев трудно находиться одному, единственному умному человеку. Стоило кому-то начать возвышаться над всеми благодаря своей образованности, как «взбаламученное море» безумцев захлестнет огромной волной не имеющего поддержки умника. Того же Чацкого. Да, мне кажется, что дело именно так и обстоит. Чацкий невольно показал, что он умнее таких людей, как Фамусов, и тот сразу же объявил всему обществу, дескать, это самый низкий человек в мире. Так кого же считать умным, если умный среди безумных выглядит еще безумнее? Только безумный может начать противостояние людям, живущим в свое удовольствие, ведь их всегда все устраивает, и они не хотят никаких перемен.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Проблема «безумия» и «ума» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»