Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» является отражением острой политической борьбы, происходившей в начале 19 в. между реакционерами-крепостниками, стремившимися во всем сохранить самодержавно-крепостнический строй, и прогрессивным дворянством. Столкновение «века минувшего» и «века нынешнего» является основным двигателем в развитии действия комедии. Каковы же они, представители «века минувшего», носители идеологии отживающего мира? В комедии мир «отцов» представлен достаточно обширно. Ярчайшим его представителем является Фамусов

— важный московский барин, чиновник, занимающий видную должность «управляющего в казенном месте». Знакомясь с его семейством, мы узнаем, что в доме Фамусовых живет некто Молчалин. Почему же хозяин так благоволит к этому, на первый взгляд, неприметному, «нечиновному» молодому человеку? Всматриваясь в образы Фамусова и Молчалина, можно сказать, что в них обоих есть что-то общее, возможно, Фамусов в молодости был подобен своему секретарю. Павел Афанасьевич «лепит» его по своему образу и подобию, и нужно сказать, ему это весьма удается. Одна из самых главных заповедей жизни Фамусова — карьера. Остальное
же — приложится. Может, для ее достижения он усердствует на службе, «не щадя живота своего»? Грибоедов мастерски определяет бюрократическое отношение Фамусова к службе: А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Предписано — так с плеч долой. А Молчалин присматривается, прислушивается, учится жить. Он давно для себя понял: главное — прислуживаться, угождать, лицемерить, пресмыкаться перед «сильными мира сего» (а для верности — и перед слабыми). Молчалин хорошо помнит заветы отца о том, что «перед собакой дворника» нужно «во избежание зла» угождать. И свою внутреннюю несвободу, духовную закрепощенность он возводит в ранг необходимости: «Ведь надо ж зависеть от других». Осознанное рабство — что может быть омерзительнее? Зачем? Молчалин знает ответ. Иначе он не смог бы достигнуть того, чего уже достиг: начальством обласкан, в «свет» вхож. и это только начало. Есть у Молчалина два качества, на которые он сильно надеется в жизни. Это «умеренность и аккуратность». На мой взгляд, быть умеренным и аккуратным неплохо. Есть же мудрая пословица «Всего должно быть в меру», а аккуратность в человеке говорит о его внутренней дисциплине. Но Молчалин вкладывает в эти понятия нечто другое: продуманность, соразмерность поступков и слов, чувств и намерений. Тонко и четко выверенная стратегия и тактика поведения в жизни. Это подчинение всего и вся: людей и обстоятельств, слов и дел, крупных событий и бытовых мелочей — медленному, но неуклонному движению вперед, к поставленной цели. И еще одно усвоил молодой секретарь: служить не делу, а лицам, как это делает Фамусов. Следуя этому закону, служба — это источник чинов, наград, доходов. Идеалом Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, «сгибался в перегиб», «отважно жертвовал затылком». Эта дорожка — низкопоклонство перед начальством — выведет куда надо. Цепочка Максим Петрович — Фамусов — Молчалин продолжается, а за ними последуют другие «звенья»: таких, как молодой карьерист Молчалин, а в фамусовском обществе хоть пруд пруди. Знаменитый монолог Фамусова: «Вот то-то, все вы гордецы!» был произнесен в адрес Чацкого, но тот оказался неблагодарным слушателем. Но можно представить, с каким благоговением выслушал бы его Молчалин! Уж он-то неукоснительно учится, на «старших глядя». Вот поэтому и состоит в секретарях при Фамусове, хоть «не

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»