Конфликт Чацкого с представителями фамусовского общества (По комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
1. История создания комедии «Горе от ума».
2. Причина разногласий между представителями «века нынешнего» и «века минувшего».
3. Бессмертие комедии А. С. Грибоедова.
А. С. Грибоедов создал комедию «Горе от ума» в начале XIX века. В те годы на смену порядкам екатерининской эпохи стали приходить новые веяния, появились в русском обществе иные люди, с передовыми взглядами, желающие служить своей стране, не требуя за это ни званий, ни наград. Это было связано, безусловно, с тем патриотическим подъемом, который испытало русское
В центре комедии Грибоедова стоит такой человек. В его облике, поведении, даже в фамилии современники угадывали реальное лицо — П. Я. Чаадаева. Он был философом-западником, за прогрессивные взгляды и критику современных ему порядков Чаадаева объявили сумасшедшим. Итак, противостояние Александра Чацкого и фамусовского общества составляют основной общественно-политический конфликт пьесы.
Чацкий — это молодой человек, он
Чацкий встречается с людьми, которые вхожи в дом Фамусова. Взору читателя открываются типы русского высшего общества начала XIX века. Здесь мы видим и «осколок екатерининских времен» старуху Хлестову с девочкой-арапкой, князя и княгиню Тугоуховских с шестью дочерьми, которых они желают выдать замуж как можно быстрее и удачнее. Мы встречаем и полковника Скалозуба — «хрипуна, удавленника и фагота, созвездие маневров и мазурки», как его метко характеризует Чацкий. Все эти люди ведут паразитический образ жизни, ничего не делая на благо Отечества. Их занимают только свои мелочные интересы, интриги и корыстные дела. Перед нами проходит вереница светских бездельников. К старшим относится старуха Хпестова, Максим Петрович, которого Фамусов ставит всегда в пример. Рассказывая, как он делал карьеру при дворе, не останавливаясь ни перед чем, и, когда надо, «сгибался вперегиб», даже падал перед императрицей, больно ударяясь затылком, чтобы только ее рассмешить, а для себя добиться привилегий. Для Фамусова Максим Петрович — это пример того, как надо делать карьеру. Он желает для Софьи выгодной партии со «звездами и чинами». Поэтому Фамусов обхаживает Скалозуба, объясняя это тем, что тот «золотой мешок и метит в генералы». Фамусова не беспокоит ни умственная ограниченность будущего зятя, ни его солдафонские манеры, ни то, что Софья не испытывает никаких чувств к Скалозубу. Она выбирает Молчалина (по словам Чацкого, «жалчайшее созданье»). Для Молчалина личная выгода и корысть стоят на первом месте, и все средства, по его мнению, хороши для достижения собственной выгоды. Он молод, энергичен, у него своя жизненная философия — «угождать всем людям без изъятья». При этом общественное положение этих людей для него не имеет особого значения, потому что даже самый маленький человек может пригодиться. Молчалин не имеет собственного мнения, вернее, имеет, но не высказывает его вслух: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Причину этого он объясняет Чацкому: «В чинах мы небольших». Чтобы осуществить свои корыстные планы, Молчалин прикидывается влюбленным в Софью, которая, начитавшись французских романов, мечтает о «высоком чувстве», о томных взглядах, о вздохах, страданиях. И, конечно, она попала в сети, расставленные Молчалиным.
Видя этих людей, общаясь с ними, Чацкий не может понять, почему Софья не замечает в них того, что так явно видно ему. Ситуация накаляется, и Чацкий произносит свои знаменитые монологи. В первую очередь, это монолог о стариках, о так называемых «судьях», законодателях мод, которые «сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма». Другой — о засилии всего иностранного, о «рабском, слепом подражании», о «чужевластьи мод». Чацкий гневно вопрошает:
Где? Укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли,
В родстве,
Великолепные соорудя палаты.
Но пламенные речи Чацкого остаются без поддержки, более того, его выпады встречают протест, враждебность, глухое непонимание. В конце концов он остается совершенно один против враждебно настроенного фамусовского общества. Да еще и Софья пустила слушок, что Чацкий не в себе.
А. С. Грибоедов показывает читателям не только тех, кто не принимает позицию Чацкого и вступает с ним в открытую борьбу, но и тех, кто не в состоянии бороться с несправедливостью, чья воля парализована. К таким героям относится Горич, бывший сослуживец и друг Чацкого. Но Горич женился, попал «под каблук жены» и покорно несет свое бремя, хотя понимает, что опустился: «Теперь я, брат, не тот». Когда Чацкого объявили сумасшедшим, Горич не желает этому верить, но открыто противоречить общему мнению он не решается. Чацкий оказался в одиночестве. Его обличительные монологи повисли в воздухе, никто ему не сочувствует, и весь его «мильон терзаний», как сказал И. А. Гончаров, на первый взгляд, нам кажется тщетным. Но это не так. А. С. Грибоедов в образе своего главного героя показал наметившиеся в русском обществе перемены, зарождение у передовых людей эпохи желания стать полезными обществу, заботиться о всеобщем благе, а не только о личном благополучии.
Комедия А. С. Грибоедова показывает нам жизнь русского общества первой трети XIX века во всей ее сложности, противоречивости и неоднородности. Автор реалистически изображает типы той эпохи несмотря на некоторые романтические черты главного героя. Писатель поднимает извечные проблемы в пьесе — взаимоотношения между поколениями, противоречие между личным и общественным благосостоянием, эгоистическим началом в человеке и его бескорыстной готовностью помогать людям. Поэтому это произведение актуально и сейчас, в начале XXI века, потому что помогает разобраться в современных проблемах, которые практически не отличаются от жизненных коллизий эпохи А. С. Грибоедова.