Социальный гуманизм Гоголя

При изображении обездоленных “маленьких” людей Гоголь нередко использует, как уже отмечалось, сочувственный юмор. Но комический элемент здесь сливается с трагическими началами. Создавая образы “власть имущих”, писатель нередко рисовал мнимую трагичность переживаний отдельных героев. Мнимая трагедия отражена, например, в “скорбно-патетических” монологах Сквозник-Дмухаиовского в пятом. акте “Ревизора”, с подобной “трагедией” мы встречаемся в описании невероятных происшествий, приключившихся с майором Ковалевым. “Драматизм” положений, переживаний этих героев развенчивается посредством освещения тех целей, к которым они стремятся.
Совсем по-иному изображены “маленькие” люди; их жизнь заключает в себе подлинную трагедию. Она не всегда осознается “маленьким”, униженным человеком, но от этого не становится менее глубокой. И самые формы ее выявления разнообразны.
Характерная особенность “Тараса Бульбы” состоит в том, что героика здесь сплетается с трагическими мотивами и одновременно с комическим элементом. Источником комизма в исторической эпопее служат прежде всего некоторые стороны “широкого” проявления вольных характеров. Гоголь избегал ригоризма и аскетической строгости в изображении своих героев, и это усиливало их жизненную, психологическую убедительность. В отличие

от петербургских повестей трагедийные начала “Тараса Бульбы” обусловлены не обездоленностью действующих лиц, а теми тяжелыми утратами, которые приносит с собой суровая борьба за национальное освобождение. Трагические испытания, выпадающие на долю Тараса Бульбы и его соратников, выступают в эпопее как историческая неизбежность, как одна из сторон их жизни, героических деяний.
Переходя к более подробному рассмотрению основных путей и способов реалистического обобщения жизни в произведениях Гоголя, следует подчеркнуть неправомерность сведения творческого метода писателя к одной, двум особенностям. Так, например, произошло с характеристикой исследователями бытового окружения, предметного мира как средства обрисовки героев. Нередко этот подход оценивается как главный и едва ли не единственный способ изображения характеров у Гоголя. Однако бытописателем в собственном смысле этого слова он никогда не был. Придавая существенное значение обрисовке условий жизни, бытовой среды для раскрытия духовного облика действующих лиц определенного склада, писатель вместе с тем широко использовал и другие художественные средства.
Поэтому нельзя согласиться, например, с Л. Мышковской, которая определяющую особенность реалистического искусства Гоголя видит в том, что своих героев ОН рисует прежде всего посредством изображения окружающего их предметного, бытового мира. “Именно в нем и через него,- отмечает Л. Мышковская, они больше всего и познаются”. “Предметное окружение героев у Гоголя, вещи у него не просто фон, где развивается действие, как у многих писателей; они у него часто те же обличители, одно из сильнейших орудий его негодующей сатиры”
При дифференцированном подходе к произведениям Гоголя нельзя не увидеть односторонности и неправильности этой точки зрения. Несомненно, что в таком произведении, как “Старосветские помещики”, материально-бытовое “окружение” играет важную роль в характеристике действующих лиц, но уже с иным способом изображения жизни мы встречаемся в петербургских повестях, особенно в “Невском проспекте” и “Шинели”. Здесь на первый план выступает не быт как таковой, а контрасты действительности, с которыми сталкивается герой. Бытовой уклад уступает здесь место полному противоречий социальному “окружению”.
Гоголя-художника отличало глубокое чувство жизненной правды. Он был суровым обличителем фальши, лжи, лицемерия. За внешним и кажущимся писатель раскрывал истинную сущность событий и людей. Писатель беспощадно развенчивал мнимо значительное, срывал покровы, в которые облачались низменные стремления, действия, социальные пороки. “Эти ничтожные люди,- писал Гоголь о героях “Мертвых душ”,- однако ж, ничуть не портреты с ничтожных людей; напротив, в них собраны черты от тех, которые считают себя лучшими других, разумеется, только в разжалованном виде из генералов в солдаты” (VIII, 294). В “Театральном разъезде” относительно “Ревизора” говорится, что в нем “сильнее и глубже поражено смехом лицемерие, благопристойная маска, под которой являются низость и подлость, плут, корчащий рожу благонамеренного человека”.
В качестве существенной черты того реалистического направления, которое утверждал писатель, Белинский отмечал “уничтожение всего фальшивого, ложного, неестественного”. В статье, посвященной “Мертвым душам”, он подчеркивал, что это творение “столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, нервистою, кровною любовию к плодовитому зерну русской жизни”




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Цветаева о пушкине гений.
Сейчас вы читаете: Социальный гуманизм Гоголя