А. С Грибоедов. Горе от ума
Век нынешний и век минувший.
Улучшать нравы своего времени —
Вот цель, к которой должен стремиться каждый
Писатель, если он не хочет быть только «увеселителем публики».
(О. Бальзак)
Сочинение.
В истории каждого народа наступают такие периоды, когда действующие порядки и обычаи становятся устаревшими, неактуальными, отжившими свой век. И тогда приходят молодые, энергичные люди с новыми идеями, которые вносят свою лепту в развитие общества. Возможно ли избежать здесь конфликта, борьбы? Ответить на этот вопрос поможет
А все начинается с Чацкого. Этот человек, сильно любивший Софью, уехал из Москвы, надеясь за ее пределами избавиться от скуки, которую нагоняла на него столица и «общественный застой». Но он возвращается, так как не может побороть любовь, и надеется на взаимность:
«Спешил!.Летел! Дрожал! Вот счастье, думал, близко!»
Но его ждало разочарование: возлюбленная выбрала другого. И не
«Дома новы, да предрассудки стары».
Так рождается спор между Чацким и Фамусовым. Каждый, изложив свою программу, указывает, что намерен отстаивать свои позиции и отталкиваться от той морали, которую ему навязывают.
«И точно, начал свет глупеть.
Сказать вы можете вздохнувши;
Как посравнить, да посмотреть
Век нынешний и век минувший».
Фамусов слеп, он не видит, что происходит вокруг. Пожалуй, главная причина его в том, что он не хочет ничего видеть, ему просто лень, он боится хлопот. А ведь Фамусов не любит перемен, ему удобней жить так, как он живет. Он хочет восстановить порядок, усевшись за календарь. Для него это — священнодействие. Рождение, еда, смерть — вот основы его жизни:
«К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.
.в четверг я зван на погребенье.
. в пятницу, а может и в субботу
Я должен у вдовы, у докторши крестить».
Фамусов так ободрен этими прочными и понятными ему опорами существования, что встречает Чацкого даже любезно. Но он такой не один. Все окружающие его люди — «фамусовское общество» — считают также. Они не хотят нововведений, они привыкли так жить. Для них остановилось время. Эти люди привыкли быть господами в своем времени и желают так жить до конца.
А Чацкий — герой действия, энтузиаст по складу характера. Но в фамусовской Москве энергия и энтузиазм не только не законны — им нечем питаться. В доме, где все построено на притворстве и обмане, искренность Чацкого — «незваная гостья», красноречие выглядит дерзостью, порывистость сулит лишь одни неприятные неожиданности, независимость делает его опасным. Раболепие не уживается с вольностью, а Чацкий «властей не признает», так же как не признает чинов и богатство «отцов отечества», которые «грабительством богаты», и права их суда над ним.
Он очень положителен в своих требованиях и заявляет их в готовой программе, выработанной не им, а уже начатым веком. Он требует места и свободы своему веку: просит дела, но не хочет прислуживаться, и клеймит позором низкопоклонничество и шутовство. Про свое время он говорит так:
«вольнее всякий дышит»,
«ваш век бранил я беспощадно».
Для нег свободная жизнь — это свобода от всех цепей рабства, которыми сковано общество, а потом свобода — «вперить в науки ум, алчущий познаний», передаваться «искусствам творческим, высоким и прекрасным», свобода «служить или не служить» и так далее.
Живучесть роли Чацкого состоит не в новизне неизвестных идей, гипотез — у него нет отвлеченностей.
Роль и физиономия Чацких неизменна. Он больше обличитель ото лжи и всего, что отжило, что заглушает свободную жизнь. Он знает, за что он воюет, и что должна принести эта жизнь. Говорят: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий и при этом победитель, но передовой воин, и — всегда жертва.
И я согласен с высказыванием А. Гончарова: «Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение их на общественной лестнице разнообразно, но роль и участь все одна, от крупных государственных и политических личностей, управляющих судьбами масс, до скромной доли в темном лесу.
Старая правда никогда не суетится перед новой — она возьмет это новое, правдивое и разумное бремя на свои плечи. Только больное, ненужное боится ступить очередной шаг вперед». Не так ли?