Замысел комедии “Горе от ума”

Замысел комедии “Горе от ума” возник у Грибоедова в то время, когда в России в ответ на усиление правительственной реакции стали зарождаться тайные политические общества. Столкновение человека декабристских взглядов с реакционной массой дворянства было положено Грибоедовым в основу его комедии; это придало ей социально-политический характер. Комедия Грибоедова отразила все усиливающуюся в русском обществе борьбу декабристов и крепостников. Эта борьба является основным двигателем действия пьесы. Но выступление Чацкого против фамусовского общества осложняется его любовной
Драмой. Личная и общественная драма Чацкого внутренне связаны, развиваются до конца комедии, не заменяя одна другую, а переплетаясь и осложняя друг друга.
Мастерство Грибоедова, проявленное им в построении комедии, особенно ярко сказывается в том, что все образы, данные в ней, вплоть до самых незначительных, играют важную роль в развитии сюжета, особенно же в осуществлении основного идейного замысла – дать в комедии широкую картину современной русской действительности, показать столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим”.
Но само заглавие комедии указывает, что автор включил в содержание “Горе от ума” еще одну проблему. Грибоедов показывает горе умного человека, который принужден жить в крепостническом обществе, где гибнут ум, любовь, стремление человека к творчеству, вообще все лучшие человеческие качества.
Причиной трагедии Чацкого являются его передовые взгляды, ум и благородные стремления. Все это не только не ценится в фамусовском обществе, но отвергается, больше того – преследуется им. Человек может быть принят в этом дворянском обществе, лишь отказавшись от своих взглядов в угоду господствующим, подчинившись традициям этого общества. Такая перемена произошла, например, с Софьей и с бывшим товарищем Чацкого по военной службе Горичем.

Дворяне фамусовского круга не видят в крестьянах людей и жестоко расправляются с ними. Чацкий вспоминает, например, одного помещика, который своих слуг, не раз спасавших ему честь п жизнь, обменял на трех собак. Хлестова приезжает на вечер к Фамусову в сопровождении “арапкидевки” и собачки и просит Софью: “Вели их накормить, ужо, дружочек мой, от ужина сошли подачку. Рассердившись на своих слуг, Фамусов кричит Фильке: “В работу вас! на поселенье вас!”
Цель жизни для Фамусова и его гостей – карьера, почести, богатство. Максим Петрович, вельможа екатерининского времени, Кузьма Петрович, камергер двора,- вот образцы для подражании. Фамусов ухаживает за Скалозубом, мечтает выдать за него замуж свою дочь только потому, что тот “и золотой мешок, и метит в генералы”. Служба в фамусовском обществе понимается только как источник дохода, средство достижения чинов и почестей. Они не занимаются делами по существу, Фамусов только подписывает бумаги, которые представляет ему его деловой” секретарь Молчали”. Он сам и этом признается:
А у меня, что дело, что не дело.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Модем принцип работы.
Сейчас вы читаете: Замысел комедии “Горе от ума”