Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

“Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен” (И. А. Гончаров).
“Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен. Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными.” (А. С. Пушкин).
“Молодой Чацкий похож на Стародума. В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного.” (77. А. Вяземский).
“.В Чацком комик не думал представить идеала совершенства, но человека молодого, пламенного, в котором глупости других возбуждают насмешливость, наконец, человека, к которому можно отнести стих поэта: Не терпит сердце немоты” (В. Ф. Одоевский).
“Горе от ума” – “общественная” комедия с социальным конфликтом “века нынешнего” и “века минувшего”. Чацкий является идеологом “века нынешнего”. Как все идеологи в комедии, он высказывается монологически.
Именно в монологах раскрывается отношение Чацкого к основным аспектам современной ему жизни: к воспитанию (“Хлопочут набирать учителей полки.”); к образованию (“.Чтоб грамоте никто не знал и не учился”); к службе (“Как тот и славился, чья чаще гнулась шея.”); к чинам (“А тем, кто

выше, лесть, как кружево плели.”); к иностранцам (“Ни звука русского, ни русского лица.”); к крепостному праву (“Тот Нестор негодяев знатных.”).
Многие высказывания Чацкого выражают мнение самого Грибоедова, то есть можно говорить, что Чацкий выступает в роли резонера.
Монологи Чацкого появляются в комедии в переломные моменты развития сюжета и конфликта.
Первый монолог – экспозиция (“Ну что ваш батюшка?.”). Конфликт только намечается. Чацкий дает яркую характеристику московских нравов.
Второй монолог (“И точно, начал свет глупеть.”) – завязка конфликта. В нем дается резкое противопоставление “века нынешнего” и “века минувшего”.
Третий монолог (“А судьи кто?”) – развитие конфликта. Это программный монолог. В нем наиболее полно и всесторонне изложены взгляды Чацкого.
Четвертый монолог – важен для развития любовной интриги. В нем воплощается отношение Чацкого к любви.
Пятый монолог (“В той комнате незначащая встреча.”) – кульминация и развязка конфликта. Никто не слышит Чацкого, все танцуют или увлеченно играют в карты.
Шестой монолог (“Вы помиритесь с ним, по раз-мышленьи зрелом.”) – развязка сюжета.
В монологах раскрываются не только мысли и чувства Чацкого, но и его характер: пылкость, увлеченность, некоторый комизм (несоответствие между тем, что и кому он говорит).
Монологам Чацкого присущи черты публицистического стиля. “Говорит, как пишет”, – характеризует его Фамусов. Чацкий использует риторические вопросы, восклицания, формы повелительного наклонения.
В его речи много слов и выражений, относящихся к высокому стилю, архаизмов (“ум, алчущий по-знанья”).
Нельзя не отметить афористичность высказываний Чацкого (“Свежо предание, а верится с трудом.”)




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Модем принцип работы.
Сейчас вы читаете: Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”