Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы (поэма «Мертвые души»)

Николай Васильевич Гоголь — выдающийся мастер слова, гениальный прозаик и непревзойденный сатирик. Его творения являются неисчерпаемым источником чарующей красоты искусства, бичующей сатиры и искрометного юмора. В то время, когда Гоголь начинал свою литературную деятельность, главным вопросом общественного развития России был вопрос об уничтожении крепостного права, которое сковывало все живое, прогрессивное в стране и обрекало русский народ на долголетнее прозябание в условиях феодальной отсталости. Продолжая гуманистические, антикрепостнические

традиции Радищева и Фонвизина, Пушкина и Грибоедова, Гоголь своим уничтожающим смехом разит этот строй и содействует развитию в России демократических прогрессивных идей.
За несколько месяцев до окончания гимназии в письме дяде он признается: «Еще с самых времен прошлых, с самых лет еще непонимания, я пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства, я кипел принести хоть малейшую пользу.» Он остановился на юстиции, так как определил для себя, что «.здесь только я. буду истинно полезен для человечества.».
Свою ненависть к высшему обществу, к продажным служителям
самодержавной машины писатель высказал на страницах гениального произведения, главного труда своей творческой жизни -поэмы «Мертвые души».
Сюжет предельно прост: мошенник Павел Иванович Чичиков ездит по помещичьим «гнездам» и скупает «мертвые души» крестьян, не прошедших ревизскую сказку, чтобы путем дальнейших махинаций разбогатеть. Форма путешествия тоже не нова в русской литературе. Вслед за Радищевым, Гоголь старается показать широкие просторы России, на которых царит беззаконие. Помещики, с позволения сказать, «столпы общества», оказываются мошенниками и подлецами, ничтожными людишками, которым по праву рождения дано было распоряжаться судьбами сотен людей.
Гоголь показывает, сколь губительно крепостное право не только для самих крепостных, но и для их хозяев, доведших себя до скотского состояния. Смех Гоголя звучит сквозь слезы. Писательгуманист не мог оставаться равнодушным ко всем беззакониям и безобразиям, царящим в России. Устами Собакевича, одного из помещиков, он дает характеристики власть имущим, «уважаемым людям» губернии. Председатель палаты, по его словам, «он только что масон, а так дурак, какого свет не производил.».
«Губернатор превосходный человек?
— Первый разбойник в мире! И лицо разбойничье! — сказал Собакевич.
— Дайте ему только нож, да выпустите его на большую дорогу, зарежет, за копейку зарежет! Он, да еще вицегубернатор, это Гога и Магога!»
Полицеймейстер же, по словам того же Собакевича, «мошенник! Продаст, обманет, еще и пообедает с вами! Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья». Страшно становится от таких откровений, исходящих из уст «брата помещика». Емуто какой резон лгать. Он говорит то, что думает, еще, на наш взгляд, смягчая характеристики в силу своего социального положения. А так «эти мошенники» заслуживают большего. Тюрьма по ним плачет, но они сильные мира сего и вольны распоряжаться жизнями людей, которые лучше и умнее их, порядочнее и выше в духовном развитии. Но таков «порядок вещей», так установлено законом.
Николай Васильевич Гоголь создал большое число интересных характеров. Среди этого пестрого разнообразия выделяется понастоящему удивительный персонаж — Павел Иванович Чичиков. Мы знакомимся с Чичиковым в первой главе «Мертвых душ». Обращает на себя внимание то, что он ничем не выделяется — ни молод, ни стар, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст и нельзя сказать, чтобы тонок. В создании Чичикова — этого воплощения усредненности — проявилась гениальность Гоголя. По канонам русской литературы того времени, такой человек как Павел Чичиков не мог быть героем большого литературного произведения, тем более названного автором поэмой. Характер Чичикова находится гдето между точным расчетом и преступлением. Этот человек необыкновенно приличной наружности ведет противозаконную деятельность. Чичиков, по большому счету, ворует деньги у опекунского совета — организации, призванной заниматься проблемами социально незащищенных граждан. Попади Чичиков в руки правосудия — и ему гарантированы каторжные работы и поражение в правах, то есть лишение дворянского звания. Следя за похождениями Чичикова, всегда нужно помнить об этом. На протяжении всех одиннадцати глав первого тома «Мертвых душ» Павел Иванович, что называется, «ходит под статьей». И только благодушие и всеобщая душевная спячка окружающих экономического преступника людей позволяют Чичикову на первый раз избежать наказания. Чичиков — отличный предприниматель. Он виртуозно со вершает свои сделки, умеет подыскать ключик к каждому из деловых партнеров. Кроме того, Павел Иванович блестяще устраивает для себя административную поддержку, так называемую «крышу». В сферу его деятельности попадают многие из местных политиков. Продавцы мертвых душ отчасти понимают противозаконность этих торговых операций, однако соблазн получить деньги фактически ни за что делает их соучастниками Чичикова. Еще современники Гоголя замечали, что купляпродажа мертвых душ, согласно действовавшему тогда законодательству, была невозможна. Но время стерло эти несообразности, и мы не без удовольствия наблюдаем за деловой активностью Павла Ивановича. Наверное, многие из читателей могут позавидовать тем простым временам, когда обмануть государство было так просто — нужны лишь хорошая идея, немного денег и личное обаяние, которым Чичиков обладал в полной мере. Упомянув деловые и человеческие качества Павла Ивановича Чичикова, нельзя не остановиться на современности его характера. Современники Гоголя восприняли главного героя «Мертвых душ» с плохо скрываемым отвращением. Сегодня Чичиков выглядит как вполне симпатичный и достаточно безобидный жулик. Действительно, Павел Иванович не нанимал киллеров для убийства конкурентов, не покупал голоса депутатов Государственной думы, не торговал оружием и наркотиками, не развращал малолетних. Сегодня Чичиков, безусловно, добился бы определенных успехов в бизнесе, однако значительных высот ни за что бы не достиг. Вероятно, Павлу Ивановичу недостало бы цинизма и крайней жестокости, прославивших нынешних чиновников далеко за пределами СНГ. Говоря о характере Павла Ивановича, нельзя не сказать о том, что Гоголь намеревался сделать своего героя достойным человеком. Речь о духовном совершенствовании Чичикова должна были идти в сюжетном втором и недописанном третьем томах поэмы «Мертвые души». Можно только представить, какие испытания, какие духовные борения пришлось бы пережить этому прирожденному предпринимателю, чтобы стать другим. К счастью, в русской литературе навсегда остался только первый и единственный том «Мертвых душ» — одно из лучших произведений, написанных на русском языке.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Видимый миру смех и незримые, неведомые ему слезы (поэма «Мертвые души»)