«Рыцарь копейки» в поэме «Мертвые души»
Чичиков, как приобретатель, не меньше, если не больше Печорина, — герой нашего времени.
В. Г. Белинский
Первый том поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» вышел в свет в мае 1842 года. Гоголь писал: «Мне хочется в этом романе показать хотя бы с одного боку всю Русь. Он имел в виду взаимоотношения помещиков с крепостными, но в процесе работы над поэмой появился новый замысел: показать не только мужиков и помещиков, но и другие существующие в России социальные группы. Гоголь посвятил работе над этим произведением шесть лет жизни: «Огромно,
«Мертвые души» — это лиро эпическая поэма, но наряду с лирическими отступлениями, воспевающими красоту и таланты русского народа, в ней путем сатирического изображения хозяйственного и морального распада «хозяев жизни» — дворян и помещиков — Гоголь разоблачает самодержавно крепостнический строй России.
В поэме в определенной последовательности даны портреты помещиков, причем в каждом новом образе раскрывается все большая степень морального и духовного падения, разложения человеческой личности. В поэме шесть основных
Павел Иванович Чичиков происходил из небогатой дворянской семьи, Гоголь не дает нам подробного его портрета: «Говорил он ни громко, ни тихо, но совершенно как следует». Автор подчеркивает характер этого героя, а не его внешность и делает это умышленно, чтобы показать, что на Руси народился новый тип помещика дельца и накопителя, хищника и приобретателя, и не внешность и склад характера определяют поступки человека и важны нам в Чичикове.
По приезде в губернский город Чичиков начинает с визитов ко всем влиятельным лицам города, и тут открывается главная его черта: умение подольститься и понравиться любому человеку. Губернатору Чичиков «намекнул как то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные.», полицмейстеру сказал «что то чрезвычайно лестное про городских будочников». Таким образом Чичиков добился расположения к себе всех чиновников города. Он находит подход даже к Собакевичу, который считает всех на свете негодяями и подлецами.
Использует Чичиков свое умение найти подход к людям в корыстных целях. С детства он привык руководствоваться не искренностью, а расчетом. Он свято помнил и выполнял наказ отца: «Береги копейку, все на свете прошибешь и добудешь копейкой».
Еще один выгодный принцип жизненного поведения Чичикова заключается в том, что для угождения начальству можно использовать любые способы, даже самые бесчестные. Для того чтобы получить хороший аттестат, он прислуживал старому учителю, чтобы получить хорошее место и жалованье, он ухаживал за дочерью старого повытчика — своего начальника. Он привык добиваться своей цели не прямыми, а окольными путями: обманом, подхалимством, взятками. Основной его жизненный принцип — не унывать, начинать дело, несмотря на неудачи — он выражает так: «зацепил, поволок, сорвалось — не спрашивай».
Чичиков вовсе не глуп, у него есть практическая сметка, необходимая во всех его «темных» предприятиях. Гоголь пишет, что «особенных способностей в нем не оказалось, но зато оказался в нем большой ум с другой стороны, с практической».
Чичиков вовсе не скряга, накопительство вовсе не его страсть, а всего лишь средство для достижения цели — хорошо устроенной семейной жизни богатого барина. Для достижения этой цели Чичиков применяет любые способы и средства: обманывает, берет взятки, спекулирует, занимается казнокрадством. А далее, когда читатель узнает всю историю жизни Чичикова, то он видит, что за внешной опрятностью скрывается внутренняя нечистоплотность души.
Таким образом, перед нами предстает законченный тип негодяя, у которого под личиной внешней благопристойности скрывается нечистоплотная жажда наживы и роскоши. Чичиков стоит последним в описании помещиков, потому что, кроме пороков, отличающих помещиков крепостников, в нем уже сформировались отрицательные черты характера, обусловленные новым, грядущим строем жизни.
Чичиков — один из родоначальников образов буржуазного хищника дельца в русской литературе, но жизненный путь его доказывает, что будущее не за ним. Будущее за русским народом, даровитым и талантливым. Вот почему так светло заканчивается поэма обращением к русскому народу и России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка несешься?. и постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».