Гоголь, как историк
Художественное мышление Гоголя в «Миргороде» глубоко исторично. И это не случайно. Работа над ним совпала с серьезным увлечением писателя исторической наукой. Это увлечение, как мы помним, началось еще в Нежинской гимназии, потом оно окрепло в процессе преподавания истории в Патриотическом институте, где Гоголь прослужил более четырех лет. В этот период ставший близким другом Гоголя украинский историк и собиратель народных песен, бывший член кружка любомудров М. А. Максимович становится ректором вновь открытого в Киеве университета
Я, и назначение не состоялось. Тогда Гоголь, при поддержке Плетнева и Жуковского, добивается назначения на должность адъюнктпрофессора
Но вскоре Гоголь убеждается, что его’художественный талант не вполне укладывается в сухой, рационалистический мир официальной исторической науки. Он воспринимает историю не в отвлеченных формулах, а в живых картинах. Первые лекцииц прочитанные им в университете, покоряют слушателей образной! живописностью в передаче исторического материала. Но потом! писатель к академической науке охладевает. Он понял, что его призвание — быть художникомисториком, что он блестяще ий продемонстрировал в повести «Тарас Бульба», которую еще и доработал впоследствии, усилив в ней общерусский эпический элемент. «Тарас Бульба» — первая в истории русской литературы национальная эпопея, предвосхищающая вместе с «Капитанской дочкой» будущие эпические картины «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Тихого Дона» М. А. Шолохова. Вероятно, Го; голь не достиг бы в литературе столь впечатляющего результа; та, если бы его художественное мышление не опиралось на фундамент глубокого знания и понимания философии истории, а также на изучение богате
Йшего фактического материала европейского и украинского средневековья. В основе гоголевской философии истории лежала вера в Божественное руководительство, в глубокую связь национальной истории с религией народа, вероисповедными его святынями. Гоголь разделял мысли немецкого историка и философа Гердера о великом историческом призвании славян Восточной Европы, о грядущем расцвете России. Залогом этого расцвета Гоголь считал героический средневековый период ее истории, юности молодого народа, в котором посеяно зерно грядущего. Гогольисторик мыслил диалектически: современное состояние русской жизни — отрицание героического средневековья — по закону «отрицания отрицания» и «снятия» возникшего противоречия — приведет в будущем к возрождению более прочного и одухотворенного национального единства на православнохристианской основе. При этом Гоголь не разделял судьбы братского украинского и русского народов: он видел у них общий и единый исторический корень.