Трагедия “Фауст” вершина творчества Гете

Гете – один из величайших просветителей. Тонкий поэт-лирик, драматург, романист, мыслитель, ученый и государственный деятель, который занимал пост министра, – так щедро одарила природа Иоганна Вольфганга Гете. Он вошел в литературу как предтеча романтизма: увлекался произведениями немецкого фольклора (подтверждением этому является хотя бы баллада “Ольшаный король”). Созданный позднее роман “Страдание юного Вертера” – одно из главных произведений европейского сентиментализма. В последний период творческой деятельности он пишет стихи, утверждая поэтику классицизма. В творческом наследии писателя есть произведение, которое занимает особое место, является делом всей жизни Гете и стало настольной для многих – это трагедия “Фауст”. Это необыкновенное и чрезвычайно сложное драматическое произведение не предназначалось для сцены. Писатель работал над ним, по данным одних исследователей, свыше 50 лет, других – около 60 и завершил его незадолго до смерти – в 1831 году.
Постоянно возвращаясь к трагедии, автор постепенно превратил его в грандиозное

философское произведение, в котором отобразил свои взгляды на сущность человека. Источником сюжета “Фауста” стала “народная книга”, в которой были собраны легенды о ученом-чернокнижнике, который продал душу дьяволу. Врач и алхимик Фауст на самом деле жил в первой половине XVI столетия. Легенды рассказывают о нем как о выдающемся маге и волшебнике, которому были подвластны потусторонние силы. За это его ожидала расплата – его задушил дьявол. Немецкая народная легенда переводилась и издавалась в Англии, Голландии и Франции.
К этому образу обращались английские драматурги и немецкие писатели из литературной компании “Буря и нажим”. Легенда о докторе Фауста стала настолько популярной, что ее выполняли на сцене. Несколько таких спектаклей Гете увидел в детстве. Так состоялось знакомство поэта с Фаустом и Рафаэлем. “Сначала писал его на листах почтовой бумаги и ничего не исправлял, так как боялся написать хотя бы один непродуманный эпизод, который бы нуждался в переработке”, – вспоминал позднее Гете о работе над этим произведением. “Музыка начинается там, где заканчиваются слова” – считал немецкий поэт Генрих Гейне. Мы же сделаем наоборот: послушаем фрагмент оперы Шарля Гуно “Фауст”, написанной по произведению Гете.
В опере Шарля Гуно “Фауст” из всей трагедии Гете композитором использован лишь эпизод любви Фауста и Гретхен – Маргариты. К гениальному поэтическому произведению Гуно добавил свои гениальные мелодии, дав героям Гете сценическую жизнь. С другими сюжетными линиями произведения, с его неповторимой поэтикой вы ознакомитесь, прочитав трагедию.
Слово “Просвещение” удачно характеризует общий дух идейно-политического и эстетичного движения, важного этапа развития европейской идеологии и культуры в конце XVII – в начале XIX столетия. Деятели этой эпохи ставили себе целью заменить взгляды, которые основывались на религиозных политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований и возможностей человеческого ума. Просвещение видело в невежестве главную причину человеческих бед, а в образовании – главное средство прогресса.
В поисках самоопределения душа человека отобразилась, с одной стороны, в зеркале барокко, с другой – в холодном рационализме классицизма, позднее – в сентиментализме, где властвует вера в чувство. В эпохе Просвещения оцениваются мораль, религиозные представления, юридические законы. Просветители не только распространяли знание, а и боролись против предрассудков, пересудов. Они провозгласили иде




Цели и задачи сущности процесса воспитания.
Сейчас вы читаете: Трагедия “Фауст” вершина творчества Гете