Философская глубина великого творения Гете «Фауст»
Философскую глубину великого творения Гете, как мы знаем, оценили такие выдающиеся мыслители эпохи Гете, как Шеллинг и Гегель. Но они ограничились краткими суждениями общего характера. Между тем широкие круги читателей почувствовали, что «Фауст» требует разъяснений как в целом, так и в частностях.
Еще до появления окончания стали выходить книги, содержащие толкования первой части и высказывавшие предположения о дальнейшем развитии сюжета. Так, уже в 1824 г. К. Ф. Гешель опубликовал сочинение «0»Фаусте» Гете и его продолжении».
По Шубарту, «Фауст» написан с целью оправдания бога. Борьба добра и зла в мире в холечном счете ведет к торжеству добра, и, в общем, трагедия и Гете подтверждает идею Лейбница, что все к лучшему в этом мире. В 1836 г. Хайнрих Дюнцер выступил с полемическим сочинением «О единстве и цельности «Фауста» Гете в противовес его противникам». Творение Гете проникнуто единой идеей, утверждает Дюнцер. Она выражена в «Прологе на небе» в словах Господа:
— .человек, копь он к добру идет,
— И в заблуждениях к нему пути найдет.
— Перевод Н. Голованова.
Впоследствии X. Дюнцер лоложил много труда на комментирование всех произведений Гете и выпустил в свет подробное толкование «Фауста» (1850), много раз переиздававшееся на протяжении второй половины ХІХ в. Так началась история осмысления «Фауста». За последние полтора столетия появилось множество трудов. Один только библиографический список их превышает по объему эту книгу, И это не удивительно. Творение Гете необыкновенно богато идеями и образами, вызывающими на серьезные размышления о жизни, о ее смысле, о природе человека, о его личном и общественном бытии.