Образ великого искателя истины волновал Гете всю жизнь. В трагедии «Фауст» он показал борьбу добра и зла, как движущую силу развития, изменений, динамики бытия. В прологе автор ставит вопрос: что есть Человек в этой величественной, гармонической и совершенной вселенной? Человек мыслит, но от этого страдает еще больше, так как понимает бессмыслие многих социальных институтов, законов, обычаев, предрассудков, понимает, что в социальных бедах виновна не природа, не вселенную, а он сам. В философии Гете идея диалектического единства противоположностей
является одной из ведущих. В борьбе разногласий создается гармония мира, в столкновении идей — истина. Поэт постоянно нам напоминает об этом. Два героя трагедии — Фауст и Рафаэль — наглядно нам демонстрируют это диалектическое породнение положительного и отрицательного. Образ Рафаэля олицетворяет в себе дух возражения и разрушение. Но, он не может уничтожить основное — жизнь. Фауст и Рафаэль постоянно спорят, но этим они лишь взаимно дополняют единую идею.
В Фауста и Рафаэля автор вложил определенные человеческие черты. Натура пылкая и энергичная, Фауст весьма чувствительный, его сердце легко
поранить, иногда он эгоистичен, но всегда бескорыстный, чуткий, человечный. Фауст ищет. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Суть страдания Фауста — стремление к истине. Это жажда к постижению, вулканическая энергия познания. Фауст и Рафаэль — две антиподы: первый алкает, второй насыщенный, первый рвется «за границы», второй знает, что там нет ничего, там пустота. Рафаэль играется с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы, как на шалости, прихоти, и весело им дает поблажки — ведь у него, Рафаэля, договор с самим Богом. Рафаэль — это тип человека, утомленного длинным наблюдением за злом и разочарованного в красивом начале мира. Он не верит ни в добро, ни во зло, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что он — вечен. Он смеется над человеком, который при всей своей никчемности старается что-то исправить в мире. Смех этот снисходительный. Рафаэль даже жалеет человека, считая, что источник всех его страданий — та самая искра Божья, которая ведет человека к идеалу, к совершенству, к недосягаемому. Прочитав трагедию «Фауст», можно сделать вывод, что мир держится на противостоянии творческого духа (Фауст) и духа возражения и разрушения, сомнения и уныния (Рафаэль).