Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст»

Любуясь гармоничной красотой окружающего мира, невольно задаешься вопросом: а кто же создатель всего этого великолепия? Подумать только, в бесконечном просторе Вселенной планета Земля — единственная планета, переливающаяся в лучах солнца синими, зелеными, черными отблесками водного простора Мирового океана, украшенная зелеными шапками лесов, насыщенная благодатным кислородом. На Земле существуют все условия для жизни. Для чьей жизни? Действительно ли человек является венцом творения?
Человек — существо, далекое от идеала. Каждый

наедине со своими мыслями и совестью, где-то в глубине души считает себя совершенством, и далеко не каждый может осознать свое злое начало. Но мы живем не на необитаемом острове, а в обществе себе подобных. Трудно понять, откуда же в обществе появляются несправедливость, страдания, если каждый сам по себе является идеалом добродетели. Мыслители во все времена понимали, что личность — это порождение двух начал, добра и зла, а человеческое общество не идеально потому, что некоторые могут преодолеть в себе движение навстречу злу, в то время как другие лишены силы духа, способной преодолеть сопротивление этому злу. Представим
себе на мгновение мир, в котором все люди добры, благожелательны, относятся друг к другу с пониманием и уважением. Возможно ли такое? Думаю, нет, так как план создателя всего сущего был несколько иным. В мире животных постоянно идет борьба за выживание, в которой выживает, как правило, сильнейший. Жизнь человеческого общества равнозначна борьбе животных за выживание, только в этих двух видах борьбы условия не равнозначны.
Животные, стремясь завладеть добычей и уничтожая своего врага, руководствуются инстинктами, человек же, в первую очередь, существо разумное. Любой человеческий поступок — это результат трудоемкой работы сознания и подсознания. Только человек способен анализировать и оценивать себя в каждой конкретной ситуации. Только человек способен просчитывать на два шага вперед. Только человек в каждодневной борьбе за выживание может проявить милосердие. Мы понимаем, что зло, которое есть в нас самих, и зло в окружающих — неотъемлемая и Необходимая часть нашей душевной структуры. Зло — это тот скрытый механизм, который порождает движение вперед. Человек, который закалился в борьбе с собственным злым началом, как правило, стремится улучшить, гармонизировать окружающий мир. Итак, сила зла «творит добро, всему желая блага»? Не берусь утверждать, что великий Гете рассуждал так же, как и я. Однозначно могу только говорить, что Фауст без Мефистофеля был бы другим. Мефистофель, тонким чутьем улавливая музыку зла в душе Фауста, толкал его на безумные и бездушные поступки. Он не давал ему успокоиться.
Вызывая раздражение, желание противодействовать ему, Мефистофель, по сути, был одной из причин активности Фауста. Толкая его на дурное, он, сам того не ожидая, пробуждал самые лучшие черты героя. Сила духа не позволяла Фаусту отклониться в сторону от прямого поступательного движения к познанию. Недаром, выводя своего героя на путь познания, Гете вкладывает в уста Господа такие слова:
— Вы ж, дети мудрости и милосердья,
— Любуйтесь красотой предвечной тверди.
— Что борется, страдает и живет,
— Пусть в вас любовь рождает и участье.
— Но эти превращенья в свой черед
— Немеркнущими мыслями украсьте.
Формально это обращение Господа к ангелам, но я как читатель не могу не воспринимать их как обращение писателя к будущим поколениям. Жизнь, борьба и страдания доктора Фауста -замечательный урок для всех, кто живет не одним днем, кто задается и мучается вопросами познания истины. Давнюю тему договора человека с дьяволом Гете переосмысливает и обновляет. Если догетевские Фаусты стремились главным образом испытать все удовольствия, какие возможны в жизни, то гетевс-кий Фауст движим другими стремлениями. Требуя от Мефистофеля безоговорочного исполнения своих желаний, он ставит условие: дьявол может получить его душу только тогда, когда он успокоится и найдет то высшее состояние жизни, которое даст ему полное удовлетворение:
— Едва я миг отдельный возвеличу.
— Вскричав: «Мгновение, повремени!»
— Все кончено, и я твоя добыча,
— И мне спасенья нет из западни.
Эти слова Фауста известны всем в несколько другой формулировке: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Фауст не может предугадать, когда и где он достигнет этого прекрасного мгновенья. Он вообще не знает, реально ли оно, ему важно обеспечить себе возможность поиска, и он вовсе не ищет удовольствий.
Мефистофель не верит в возвышенность стремлений Фауста. Доказывая ничтожество своей жертвы, он толкает Фауста в объятия чувственных желаний. Встреча Фауста с Маргаритой оказалась для девушки роковой. Вначале их отношений были только грубо чувственными, но вскоре они сменяются все более растущей истинной любовью. Простая девушка из народа обладает всеми сокровищами любящей женской души, но окружающая среда давит на нее грузом религиозности и ханжеских предрассудков. В условиях общества, где природные влечения осуждаются суровой моралью, она обречена на гибель. Вина Фауста в гибели возлюбленной несомненна: он не смог оказать ей помощь и поддержку в критический момент. Фауст не может построить счастья ни для себя, ни для любимой женщины, но сколько в нем величия, силы духа, страсти. Бесспорно, любовная трагедия должна была вызвать у читателя вопрос: что необходимо сделать для того, чтобы избежать подобного несчастья в жизни?
Пережив, перестрадав трагическую гибель Гретхен, Фауст возрождается к новой жизни и продолжает поиски истины. На этом пути он еще не раз становится виновным в злосчастной судьбе других людей (например, стариков Филемона и Бавкиды), но все это происки Мефистофеля. Долгие годы продолжаются поиски Фауста, он стареет и слепнет. Но только в конце жизни герой понимает, что истинный смысл его существования не какой-то призрачный миг, а сам поиск, борьба, труд. Он мучился, страдал, но его жизнь была полноценной, ибо требовала от него напряжения всех душевных сил.
Злое начало в конце жизненного пути Фауста было побеждено. Мефистофель, как высшее проявление зла, окончательно проигрывает в борьбе за душу ничтожного, по его мнению, человека. Светлые божественные силы вырывают душу Фауста из объятий зла и уносят на небо, где ей предстоит встретиться с душой Гретхен.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст»