Противостояние Фауста и Рафаэля
Сочинение по трагедии И. Гете «Фауст». В основу произведения «Фауст» положена народная книжка о Фаусте, которая появилась в XVI столетии. К этому сюжету неоднократно обращались и раньше (Марло, Видман и прочие), но только Гете создал новаторское по форме и духу произведение. Над «Фаустом» писатель работал фактически в течение всей жизни. Около 1773 года появился первоначальный вариант трагедии, так называемый «Прафауст». К работе над этим произведением поэт возвращается в 1778 году в Италии. В 1797-1801 гг. составляется окончательный
Такая постоянность в обращении к фаустовской теме объясняется тем, что этот сюжет предоставлял Гете практически неисчерпаемые возможности для решения разнообразнейших вопросов. «Фауст» — отображение нелегкого духовного пути, как автора, так и человечества вообще.
«Фауст» — философская трагедия. С этой точки зрения очень важным для понимания произведения является «Пролог на небе». Поэт открывает нам величие космоса, чтобы
Озираясь на прожитое, Фауст жалуется, что науки, познанные им, не раскрыли ему загадок и тайн природы, не сделали мудрее, необходимее людям: «Прожгли года!» В этих горьких словах раскрыт весь характер Фауста, неудовлетворенного собой. Фауст пробует познать суть бытия с помощью магии. И Дух земли, возмущенный дерзкой самоуверенностью ученого, ничего не открывает ему. Вместе с этим скрываются последние ожидания Фауста. Жизнь теряет смысл. От самоубийства спасает героя воспоминание о детстве, навеянном пасхальными пениями ангелов. Суть их песен — утверждение безоговорочного возрождения человека, который пришел трудными путями земного бытия. Фауст решает, что самоубийство — капитуляция человека перед Вселенной.
В сцене «Возле городских ворот», одной из важнейших в трагедии, Фауст возникает перед нами в тесном общении с народом. Простые люди окружают Фауста, искренне благодарят его за бескорыстную врачебную помощь. Фауст спасал людей во время эпидемии, он любит и понимает их. В этой прекрасной сцене И. В Гете утверждает глубокую и плодотворную мысль о том, что настоящий ученый должен постоянно ощущать свое единение с народом. В конце прогулки Фауста и Вагнера к ним пристает Рафаэль, облаченный у бродячего пуделя, и в таком виде проникает в дом за Фаустом в его кабинет. Доброжелательно шутя над собакой, ученый возвращается к прерванным занятиям: он решил перевести на немецком языке Евангелие. И работу Фауста перерывает Рафаэль — дух разрушения и сомнения. Уничтожая старое, он тем самым побуждает к рождению нового, а это дает возможность твердить, что, желая всему зло, он создает добро.
Рафаэль — дух творческого возражения, которое служит добру. Именно он берется удовлетворить ненасытное любопытство Фауста. Герои заключают между собой соглашение: Фауст станет слугой дьявола, если после исполнения его желаний он больше ничего не будет хотеть, удовлетворится, попросит покоя, признает, что настал миг, лучший в его жизни, потребует, чтобы он продолжался вечно. Фауст идет с Рафаэлем, надеясь, что таким образом познает смысл бытия, охватывает Вселенную своим духовным взглядом. Именно этого и ждет от него Господь, споря с духом зла. Рафаэль подвергает испытанию Фауста соблазнами: вином, бездельем, развлечениями, чувствительной любовью. Рафаэль — демон-спокусник. Верный себе, он убивает человеческие ожидания, разрушает души, разжигает животные инстинкты. Власть его распространяется лишь на слабых и пассивных. Наконец он вынужден сознаться: «. людей скольких уже я потерял, но течет жизнь широкой рекой». Вот почему ему так хочется победить лучшего из людей — Фауста, отвернуть его от поисков сути бытия, разубедить в силе человеческого ума. Рафаэль весьма находчив в своем старании сбить героя с пути истинного: он разжигает в сердце Фауста любовное неистовство.
И эпизод с Маргаритой — не просто подтверждение всем известной истины: «Не только в любви счастья». Как раз наоборот. Фауст не испытал счастья, так как не любил по-настоящему. Его чувство — дьявольский соблазн, поиск самореализации за счет другого человека. Вот почему оно осуждается и автором, и Богом. Как видим, беспокойство и неудовлетворенность Фауста, пессимизм и нигилизм Рафаэля — явления неодинакового порядка. Рафаэль уверен в невозможности познания конечных тайн природы и смысла человеческой жизни; Фауст, наоборот, уверен в бесконечных возможностях человека и в его грядущем счастье. Он постоянно оспаривает Рафаэля и противостоит его сухому рационализму, но вместе с тем трезвость Рафаэля, его циничная откровенность являются своеобразным реалистическим противовесом идеальным порывам Фауста.