Анализ заключительного акта трагедии “Фауст”

Фауст ищет истины в царстве красоты, вызывая к жизни образы античности. Бесстрашно спускается он в подземный мир, чтобы найти там призрак виновницы Троянской войны златокудрой Елены и сочетаться с ней браком. Брак Фауста и Елены символичен. Тут нет и следа той живой человеческой любви, которая соединяла его с Маргаритой. Елена лишь идеал, мечта. В этом эпизоде олицетворяются искания прекрасного в мире античности, через которые прошли Гете и Шиллер и многие их сверстники. От брака Фауста и Елены рождается сын Эвфорион. Чудесный отрок растет не по дням, а по часам. Он стремится к подвигу. Родители умоляют Эвфориона не рисковать жизнью, не отваживаться на гибельные дерзания. Но его нельзя удержать.
– Снится вам мирный сон,
– Что же, обманчив он,-
– отвечает Эвфорион на эти мольбы.
– Он рвется туда, где слышится грохот битвы, на помощь греческому народу, восставшему против угнетателей, на помощь ратникам, идущим “на скорбь, на грозный бой”. Гибель ждет его:
– Пусть! На крылах своих
– Ринусь туда! Рвусь в боевой пожар,
– Рвусь я к борьбе!
Романтический образ Эвфориона Гете создал, думая о Байроне, великом английском поэте, ринувшемся на подвиг и погибшем в Греции, сражавшейся за свою независимость. Поэт бурь и битв, Эвфорион разбился в дерзновенном полете. Из подземного мира донесся до Фауста и Елены его голос, призыв к матери соединиться с ним. И Елена, простившись с Фаустом, исчезла, испарилась. В руках у Фауста остались лишь ее платье и покрывало. Рассеялся мираж недолгого счастья. Античная красота не может служить оплотом в современном мире.
В последних сценах трагедии Фауст – глубокий старик. Ему сто лет. Но ни старость, ни болезни и горести не угасили его высоких стремлений. Преодолев соблазны Мефистофеля, пройдя через заблуждения, он нашел свое место в жизни. Во главе армии рабочих Фауст строит гигантскую плотину. Колоссальное сооружение должно отвоевать у моря плодородный край для жизни людей. В рядах воинов прогресса, созидателей будущего обрел Фауст счастье. Это беспокойное счастье. Оно враждебно блаженному затишью, беззаботному самодовольству. Терзания, опасности, вечная забота сопутствуют новаторам и созидателям. Забота лишила Фауста зрения. Он слеп, но видит больше тех, кто печется лишь о себе. Глядя в будущее, переживает он высший миг своей жизни. Прекрасен и трагичен этот высший миг. Подземные духи, лемуры, роют Фаусту могилу, а он думает, что это стучат лопатами рабочие, возводя плотину.
– Я целый край создам, обширный, новый.
– И пусть мильоны здесь людей живут,
– мечтает Фауст.
– .Жизни годы прошли не даром.
Фауст падает мертвым, ощущая бессмертие своего дела. Рано радовался Мефистофель. Искатель истины не стал его добычей. Беспокойная мысль Фауста, его стремления слились с исканиями человечества, с движением потока, который, вечно стремясь вперед, никогда не останавливается.




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Образы казачек в романе шолохова тихий дон.
Сейчас вы читаете: Анализ заключительного акта трагедии “Фауст”