Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени, разносторонний ученый. 107 Гете получил домашнее образование, затем учился в Лейпциге (1765-1768) и Страсбурге (1770-1771). Занимаясь юриспруденцией, одновременно слушал лекции по самым различным научным вопросам, включая медицину. В 1775 году приехал в Веймар по приглашению герцога Карла Августа, привлекшего поэта к административной деятельности. С 1782 года – глава правительства карликового феодального государства.
В июне 1786 года, отказавшись от своих обязанностей, уезжает в Италию, а вернувшись в Веймар в 1788 году, уже не принимает прежнего участия в придворной жизни. С начала XIX века Веймар становится литературным центром, привлекающим паломников со всех концов Европы. Поэта посещают У. Теккерей, Г. Гейне, А. Мицкевич, В. А.Жуковский, О. А.Кипренский. Уже в ранних произведениях Гете (1767-1769) чувствуется его мироощущение полноты жизни. Первый сборник стихов издается в Лейпциге в 1769 году. Новый период его творчества начинается в Страсбурге в 1770 году. Поэт утверждает принципы демократической эстетики и обращается к традиции национальной культуры. Лирика Гете – одна из самых блестящих страниц в истории немецкой поэзии, отмеченная полнотой жизненных переживаний и богатством поэтической формы. Гете преодолевает узость поэтических традиций XVIII века и становится первым великим национальным поэтом, голос которого обращен к широким слоям немецкого народа. Яркое эмоциональное выражение находит в лирике молодого Гете тема природы, немецкий национальный пейзаж.
Лирический герой поэта сам предстает воплощением природы или в органическом слиянии с нею (“Путник” (1772), “Песнь Магомета” (1774). Интерес к национальному прошлому помогает Гете найти значимые темы. Так, на основе легенды XVI века возникает замысел “Фауста”...

(1773), а еще раньше “История 108 литература Готфрида фон Берлихингена с железной рукой” (1771) – ранний вариант драмы. В окончательном варианте “Гец фон Берлихинген” (1773) отражаются исторические события кануна Великой крестьянской войны. Главный герой – восставший против княжеского произвола под лозунгом восстановления патриархального уклада средневековой Германской империи. Автор с большим мастерством воспроизводит колорит эпохи, развертывает пеструю вереницу рыцарей, солдат, крестьян, бюргеров. Точен и выразителен живой разговорный язык первой немецкой реалистической исторической драмы.
Верный просветительскому гуманизму, Гете утверждает, что только человеку дано совершать невозможное. Образ художника всегда привлекал внимание автора (Прометей – творец, драматические фрагменты “Зеленая жизнь художника”, поэма “Поэтическое призвание Ганса Сакса”, 1776; баллада “Певец”, 1782; стихотворение “Посвящение”, 1784). Поздний период творчества Гете характеризуется движением вперед в области повествовательной прозы. В это время выходят книги Гете “Поэзия и правда из моей жизни” (1811-1833), “Итальянское путешествие” (1816- 1829), роман “Годы странствий Вильгельма Мейстера” (1829). В центре внимания этих произведений – обязанности человека перед обществом. Идея коллективного труда, воплощенная здесь как наивная утопия ремесленной общины, перекликается с мечтой о свободном труде в финале “Фауста”.
Богатство философских идей, наблюдений, размышлений о человеческой природе, сложнейшая гамма чувств и передающих эти чувства поэтических интонаций – все это характерно для лирики Гете. В ней звучат и безмерное упоение жизнью (“Майская песня”), и опьянение любовью (“Свидание и разлука”), и ощущение полного слияния души и мироздания (“Ночная песня странника”), и озорная ирония (“Мальчик, свет зажигай!.”), и мудро-лукавое утверждение очищающей и возвышающей человека силы искусства (“Стихи подобны разноцветным стеклам.”).
ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение (“реки крови”).




1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (No Ratings Yet)
Loading...


Гете Иоганн Вольфганг – немецкий поэт и мыслитель