Отражение в “Фаусте” Гете передовых просветительских идей эпохи

Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идет на бой.
И. Гете
Гете создавал своего “Фауста” на протяжении всей жизни.
Хотя Гете не писал “Фауста” для театра, но это одновременно и трагедия, и фи­лософская поэма. В ней отразились искания целого поколения немецкой философской мысли. “Фауст” необыкновенно сложное произведение, основную идею которого затруднялся определить сам автор.
Трагедия начинается двумя прологами. Первый – “Пролог в театре”. Это беседа поэта, актера и директора. Поэт мечтает о высоких целях. Он презирает “дрянных писак пустую пачкотню” и видит свою задачу в том, чтобы раскрыть “мощь человече­ства, живущую в поэте”. Актер призывает смелее брать все из самой жизни, чтобы привлечь сердца людей. Директор представляет деловую практическую сторону и не собирается верить возвышенному обману.
Второй пролог – “Пролог на небесах” – открывается гимном могучей природе, вечному движению, вечной гармонии, гимном Солнцу и Земле.
Архангелы поют гимн Вселенной. Бог у Гете – это положительное

созидающее начало, жизнеутверждающая сила природы и человека. Мефистофель воплощает от­рицание и сомнение, неверие в торжество человеческого гения, дух скепсиса.
Мефистофель утверждает, что разум не идет человеку впрок, так как видит вок­руг одни страдания. Он видит человека нелепым долгоногим кузнечиком, который бестолково мечется и неизбежно попадает в грязь. Мефистофель уверен, что даже человек с высокими стремлениями, такой, как доктор Фауст, поддастся низменным со­блазнам и свернет с пути, оставив свои искания. “Пока еще умом во мраке он блуждает, Но истины лучом он будет озарен”, – отвечает Бог. Он верит в человека. Это вера само­го Гете, вера просветителя в могущество разума, в победу гуманистического начала.
Чтобы разрешить этот спор, автор решает провести своих героев через страдания и сомнения. В спутники Фаусту дан Мефистофель: “Как бес, дразня его, пусть воз­буждает к делу!”
Мефистофель у Гете совсем не похож на привычного библейского Сатану. Он го­раздо сложнее. Мефистофель – символическая фигура, но благодаря автору это жи­вая индивидуальность. Он – злобный искуситель, презирающий человека, не веря­щий в его силы, но одновременно он умеет видеть изнанку вещей. Это своеобразный иронический философ-скептик и в этом как бы дополняет Фауста.
В уста Мефистофеля вложено немало истин, здравых суждений самого автора. Сре­ди них такие, ставшие крылатыми: “Суха, мой друг, теория везде, А древо жизни вечно зеленеет”.
Появившись перед Фаустом в момент его раздумий и колебаний, Мефистофель Обещает вечную молодость, радости и наслаждения, но в обмен требует продать ему душу. Фауст соглашается, и для него начинается путь познания, движения к истине.
Встреча с Мефистофелем ускоряет решение Фауста порвать с прошлым, выбрать­ся из темной норы и вступить “в мир, где жизнь сверкает”. Но он ищет не пустых развлечений, а высшего знания. Любовь все меняет в его жизни, и она же приводит к трагической развязке.
Гибнет мать Маргариты, погибает от рук Фауста брат Маргариты. Оставшись одна, без опоры и возлюбленного, который бросил ее, Маргарита убивает своего новорож­денного ребенка. Высшим судом совести Гете оправдывает свою героиню. Она любила И никому не хотела зла. Ее страдания превышают ее вину.
После великих испытаний и разочарованй, изведав взлеты и падения, познав лю­бовь и утратив возлюбленную, Фауст в конце концов обретает внутреннюю гармонию. Потрясенный судьбой Маргариты, он погружается в глубокий сон. И в этом сне сама природа вливает в него силы для новых исканий. С восходом солнца Фауст пробужда­ется и приветствует жизнь, свет, прекрасную Землю и ее вечно творящие силы. Он словно бы возрождается и находит высшее удовлетворение в созидательной деятель­ности На благо народа.
В последних сценах трагедии Фаусту сто лет. Но ни старость, ни болезни, ни горе не погасили его высоких стремлений. Преодолев соблазны Мефистофеля, он нашел свое место в жизни.
Вместе с рабочими он строит гигантскую плотину. Фауст ослеп, но видит больше тех, кто беспокоится только о себе. Глядя в будущее, он переживает высший миг своей жизни: “Жизни годы прошли не даром”. Фауст умирает, ощущая бессмертие своего дела.
В своем великом произведении Гете поставил важнейший вопрос – о смысле бы­тия и назначении человека на Земле. Гете решал этот вопрос как просветитель, кото­рый верил в могущество разума и благотворительность прогресса.




Синий мерфи неправильные глаголы.
Сейчас вы читаете: Отражение в “Фаусте” Гете передовых просветительских идей эпохи