Структура и сюжет трагедии Гете “Фауст”

Родился Йоганн Вольфганг Гете 28 августа 1749 года в семье франкфуртских купцов и рано обеспечил себе прочное положение и безбедное существование. В 1775 году Гете был приглашен герцогом Сакс-Веймарским Карлом Августом в столицу маленького государства и остался здесь на всю жизнь. Веймар с населением три тысячи человек притягивал к себе выдающихся деятелей немецкой культуры. Гете стал одним из управляющих герцогства, сохранив внутреннюю независимость. Он часто и надолго выезжал из Веймара, в 1786 году даже убегал отсюда в Италию, он тяжело переносил

узость провинциальной жизни, но всегда возвращался сюда, в свой дом. При жизни Гете происходили такие выдающиеся социальные и политические события как французская революция, наполеоновские войны.
В 1808 году в Эрфурте состоялся разговор Гете с Наполеоном. Главным же делом его жизни стало написание трагедии “Фауст”. Гете в 1832 году внес последние поправки в главное произведение своей жизни и в марте этого же года умер. Он и не планировал выпустить в мир полный текст “Фауста” при жизни: первая часть была опубликована фрагментами в 1790 году, полностью – в 1808 году, из второй части печатались отрывки. Гете
с его тонким восприятием старины, ощутил красоту и значимость сюжета о Фаусте еще в юности. Писатель отдал основной книге 62 года своей жизни. Бесспорно, Гете знал не только легенду о Фаусте, а и литературные обработки. Использовал он также и легенду о Симоне-Маге. Гете нашел простой способ, как соединить эти два сюжета: Рафаэль омолаживает ученого и превращает его в юношу.
Такой замысел, по словам немецкого писателя Томаса Манна, мог родиться только “из юношеского ритма крови” поэта. Гетевский Фауст мало чем похож со своими праобразами. Он наделен чертами человека не средневековья, а эпохи Возрождения. Наверное, поэтому вся культура новой эпохи была определена Шпенглером как “фаустовская”. Произведение состоит из Посвящения, Театрального вступления, Пролога и двух частей. В “Прологе на небе” изображена встреча Господа и его архангелов с Рафаэлем, которая приобретает символическое значение.
Основной предмет разговора – это человек. Кто он такой? Какое его место в мире? В прологе Господь утверждает силу человеческой личности, ее способность к развитию, поиску смысла жизни, хотя соглашается, что она не совершенна. Именно таким человеком Бог представляет Фауста. Но Господь также не признает Рафаэля как олицетворение зла, и это подтверждают его слова:
Таким, как ты, я никогда не враг.
– Из духов отрицанья ты всех мне
– Бывал в тягость, плут и весельчак.
– Из лени человек впадает в спячку.
– Ступай, расшевели его застой,
– Вертись пред ним, и беспокой
– И раздражай его своей горячкой.
Этими словами Господь дал волю Фаусту в выборе между ним и дьяволом, зная, что сильный, мыслящий человек всегда сомневается, но сам приходит к желаемым выводам. Встреча с Рафаэлем такому человеку лишь поможет избавиться от своей нерешительности. Рафаэль, наоборот, говорит о человеческой никчемности, которая не позволяет человечеству приблизиться к вершинам духа. Что есть человек на земле – “божественное создание”, которое стремится к истине, или “животное из животных”? Это главная проблема пролога, который определяет идейное содержание трагедии “Фауст”. В отличие от трагедии, легенда не имеет такого пролога.
Образ Фауста в поэме олицетворяет все человечество, но вопреки этому он не является идеальной личностью. Фауст не удовлетворен знаниями, которыми он владеет, и стремится к большему. Именно в такие минуты он обращается к Библии и начинает ее переводить, но не соглашается с первыми же словами. Отчаяние героя настолько велико, что он решает покончить жизнь самоубийством. Рафаэль находит Фауста в его кабинете, где тот уже много раз бьется над раскрытием тайн мира, и составляет с ним соглашение. Он удовлетворит любые желания и прихоти ученого, ни в чем не будет препятствовать. Но в тот миг, когда Фауст ощутит удовлетворение жизнью и счастье, он должен умереть, а душа его будет принадлежать Рафаэлю.
И это будет плата за земное блаженство. Этот эпизод поэмы имеет также расхождения с легендой, поскольку в легенде Рафаэль и Фауст заключают сделку только на 24 года (согласно ей, Рафаэль, оставаясь невидимым, должен являться к Фаусту по его желанию и выполнять все его распоряжения, Фауст же отказывается от Бога и отдает душу сатане). Со временем Рафаэль возвращает нашему герою молодость и в результате он влюбляется в молодую красивую девушку Гретхен (эта сюжетная линия – любовь Фауста и Маргариты – является нововведением Й. В. Гете).
Рафаэль считает, что именно в этом Фауст найдет тот прекрасный миг, но ошибается. Сначала по воли Рафаэля умирает мать Гретхен, а потом и брат Валентин. Беременная молодая девушка считает себя виновной в этих смертях и попадает в тюрьму. Вопреки всем мольбам Фауста убежать с ним Маргарита не соглашается, так как считает себя виновной и умирает в тюрьме. Но даже после всех ее грехов душа Маргариты попадает в рай. Фауст тяжело пережил смерть Гретхен, но не прекратил поисков истины. Итак, в первой части своего произведения Гете в основном провел своего героя через те испытания, которые известны из легенды.
Во второй части произведения Фауст служит при дворе императора и предоставляет ему разные услуги с помощью всесильного Рафаэля. От брака с древнегреческой красавицей Еленой Прекрасной у него рождается сын Евфорион, который со временем гибнет. Фауст старается вырастить человека в колбе – Гомункулуса, но тот тоже гибнет. Жизнь Фауста подходит к концу, ему 100 лет. Он мечтает о светлых и счастливых городах, которые, по его желанию должны появиться для людей. Свою мечту он хочет осуществить на острове, который подарил ему император, но он почти не пригоден для жизни. В конце концов герой ощущает миг высочайшего удовлетворения:
– Вот мысль, которой весь я предан,
– Итог всего, что ум скопил.
– Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
– Жизнь и свободу заслужил.
– Так именно, вседневно, ежегодно,
– Трудясь, борясь, опасностью шутя,
– Пускай живут муж, старец и дитя.
– Народ свободный на земле свободной
– Увидеть я бы хотел такие дни.
– Тогда бы мог воскликнуть я: “Мгновенье!
– О, как прекрасно ты, повремени!
– Воплощены следы моих борений,
– И не сотрутся никогда они”.
– И, это торжество предвосхищая,
– Я высший миг сейчас переживаю.
Больше Фаусту нечего желать. Он умирает, но его душа попадает в рай и встречается с душой Маргариты. Она любит его, как и раньше. Фауст много страдал, постоянно сомневался и искал, находил и терял, часто ощущал недовольство. Только среди природы, ощущая ее частью себя, он воспринимает мир, как гармонию. Жизнь принесла ему короткие моменты счастья и долгие годы страдания и отчаяния, но все это было не напрасно. Уже в конце своей жизни Фауст это понял.
Итак, во второй части Гете отошел от легенды, логически развивая характер человека, который видел свое призвание в активном поиске истины и смысла бытия. Фауст – вечный образ, он не случайно стал достоянием мировой культуры, так как в каждый исторический период воплощал характерные особенности того времени, в котором жил и создавал его автор: средневековый народ Европы, просветитель Й. В. Гете, романтик и реалист А. С. Пушкин.




Художественная реальность в литературе.
Сейчас вы читаете: Структура и сюжет трагедии Гете “Фауст”