“Фауст” – легенда или жизнь

Творчество Гете стало одним из наиболее сложных явлений в истории немецкой и мировой литературы. Противоречия, которыми наполнены его произведения, это не просто индивидуальные противоречия Гете, но и противоречия всей эпохи, противоречия всей немецкой буржуазии. Трагедия “Фуст” стала самым значительным произведением поэта и явилась высшим философским и художественным достижением всей немецкой литературы конца XVIII – начала XIX века. Великая эпопея, созданная Гете по материалам народной легенды, в образно-поэтической форме утверждала

всемогущество человеческого разума. К образу Фауста неоднократно обращались писатели различных эпох и народов, но именно Гете удалось создать образ такой большой поэтической силы и глубины. По-новому переосмыслив старинную легенду, автор наполнил ее глубоким содержанием, придал ей гуманистическое звучание. Его герой – бесстрашный искатель истины, никогда ни на чем не останавливающийся и ничем не удовлетворяющийся, настоящий гуманист, современник самого Гете по духу и единомышленник.
В трагедии “Фауст” перед нами предстает вся мировая история, великая история научной, философской и исторической мысли
прошлого и настоящего. Произведение начинается “Посвящением” – проникновенным лирическим стихотворением, в котором звучит и скорбь о прошедшей молодости и ушедших друзьях, и раздумья о судьбе будущего творения, и тревожная настороженность по отношению к его новым читателям. Здесь тесно переплелись прошлое и настоящее, лично пережитое автором и созданный им художественный мир. За “Посвящением” следуют “Театральное вступление” и “Пролог на небе”, которые имеют еще более важное значение для раскрытия идейного смысла произведения. В “Прологе” отражен спор Мефистофеля с Богом о человеческом достоинстве, призвании человека и смысле его существования. Мефистофель – циник и скептик – отказывается видеть какой-либо смысл в деятельности человека, он подтверждает свое мнение, приводя в качестве примера жалких, погрязших в ничтожестве и невежестве людей. Бог же возражает ему, выдвигая ревностного искателя истины доктора Фауста. Но Мефистофель и в мучительных исканиях и сомнениях Фауста видит лишь залог его будущей гибели. Он считает его таким же ничтожным и беспомощным, как и вообще все люди. Мефистофель берется “отбить” у Бога этого “сумасброда”. Бог принимает вызов, но его согласие на испытание Фауста обусловлено твердой верой в человека, в могущество его разума, в его неограниченные возможности познания тайн природы.
Фантастический элемент, который вводит Гете в свое произведение, присутствует уже в первой части (“Кухня ведьмы”, “Вальпургиева ночь”), а во второй части резко усиливается и становится господствующим. “Малому миру” земных человеческих отношений приходит на смену “большой мир”: история и космический охват природы. Тут присутствуют и научная фантастика с сатирическим подтекстом (образ Гомункулуса), и проблема соединения различных эпох (брак Елены, символизирующей античное искусство, и Фауста, воплощающего новое время). Тут же проявляется и ненависть Гете к тупой самодовольной учености, к мнимой науке, далекой от интересов народа (образ помощника и ученика Фауста Вагнера), и искреннее уважение к пытливому уму, непрестанным поискам истины, неуемной жажде практической деятельности (образ Фауста).
Заключив договор с Мефистофелем, Фауст получает все блага: возвращенную молодость, любовь невинной и чистой Маргариты, общение с тенями античных героев, блестящую служебную карьеру при дворе императора, власть и богатство, любовь прекрасной Елены. Однако ничто из всего этого не удовлетворяет героя.
Путь, пройденный Фаустом, символизирует путь всего человечества. В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье. На пороге смерти он готов возвеличить каждый миг этого осмысленного великой целью труда. Однако это упоение мигом не куплено ценой отказа от бесконечного совершенствования. Фауст познал высшую цель человеческого развития и удовлетворен достигнутым:
– Вот мысль, которой весь я предан,
– Итог всего, что ум скопил.
– Лишь тот, кем бой за жизнь изведан,
– Жизнь и свободу заслужил.
Истинная победа Фауста над Мефистофелем, залог его финального “спасения” – в бесконечности этого “остановленного” мгновения, на самом деле – движущегося, задуманного им дела, которое выходит за рамки единичной человеческой жизни, продолжается в труде и борьбе будущих поколений.
В “Фаусте” Гете выразил в образной поэтической форме свое понимание жизни. Фауст – несомненно живой человек с страстями и чувствами, присущими другим людям. Но будучи яркой и выдающейся индивидуальностью, Фауст отнюдь не является воплощением совершенства. Путь Фауста сложен. Сначала он бросает гордый вызов космическим силам, вызывая духа земли и надеясь помериться с ним силой. Жизнь Фауста, которую развертывает перед читателем Гете, – это путь неустанных исканий.
Отец Фауста был врачом, он привил ему любовь к науке и воспитал в нем стремление служить людям. Но врачевание отца оказалось бессильным против болезней, поражавших людей. Во время эпидемии чумы юный Фауст, увидев, что отцовские средства не могут остановить поток смертей, обратился с горячей мольбой к. небесам. Но помощь не пришла и оттуда. Тогда Фауст раз и навсегда решил, что бесполезно обращаться за помощью к богу. После этого Фауст посвятил себя науке.
Эту предысторию Фауста мы узнаем по ходу действия. С героем мы встретимся уже тогда, когда он проделал большой жизненный путь и пришел к выводу о напрасных своих стараниях. Отчаяние Фауста настолько глубоко, что он хочет покончить жизнь самоубийством. Но в этот момент он слышит мольбы людей и решает остаться жить.
В критический момент на пути Фауста встречается Мефистофель. Здесь надо вернуться к одной из сцен, предваряющих начало действия, – к Прологу на небе. В нем Господь, окруженный ангелами, встречается с Мефистофелем.
Обитатель ада Мефистофель воплощает зло. Вся сцена символизирует борьбу добра и зла, происходящую в мире. Мефистофель полностью отрицает за человеком какие-либо достоинства. Господь признает, что человек далек от совершенства, но все же в конечном счете способен выбраться “из мрака”. В качестве такого человека Господь называет Фауста. Мефистофель просит разрешения доказать, что и Фауста легко сбить с пути истинного. Спор между Мефистофелем и Богом является спором о природе и ценности человека. Появление Мефистофеля перед Фаустом не случайно. Мефистофель совсем не похож на черта из наивных народных преданий. Образ, созданный Гете, полон глубокого философского смысла. Гете однако не изображает Мефистофеля исключительно воплощением зла. Он в самом деле “дьявольски” умен.
Над своей знаменитой трагедией Гете трудился более 60 лет, и она стала вершиной его художественного творчества. “Фауст”, по мнению А. С. Пушкина, “есть величайшее создание поэтического духа, он служит представителем новейшей поэзии, точно как “Илиада” служит памятником классической древности”.




Характеристика пимена.
Сейчас вы читаете: “Фауст” – легенда или жизнь