ВИЛЬГЕЛЬМ МЕЙСТЕР (нем. Wilhelm Meister) — герой романов И.-В. Гете «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» (1785), «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) и «Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся» (1821). Фамилия героя происходит от нем. «der Meister» — мастер, творец. Образ В. М. очень важен в творчестве Гете: история героя должна была стать примером становления личности, образцом выбора жизненного пути. От романа к роману личность В. М. претерпевает изменения, хотя некоторые черты характера остаются неизменными: интерес
к жизни, доброта, умение обращаться с людьми, честность и непосредственность, любовь к искусству. Образ В. М. связан с двумя жанрами европейской романистики XVIII»Шв. — «романом путешествия» и «романом воспитания». Герой Гете — интеллигентный молодой бюргер, ищущий свое место в жизни, старающийся определить жизненную цель, избрав для этого наиболее соответствующую его устремлениям и полезную людям профессию. В. М. отвергает предложение своего друга детства Вернера заняться коммерческими делами; молодого человека привлекает искусство, театр, сцена, что связано и с его первым серьезным любовным увлечением
актрисой Марианой. В. М. терпит крах в любви и уходит из дома, присоединившись к странствующей театральной труппе; в нем обнаруживается актерский талант, «театральное призвание». Он пишет пьесы, режиссирует, рассуждает о Шекспире: Гете вкладывает в уста героя свои собственные мысли об английском драматурге. Особое внимание В. М. привлекает шекспировский «Гамлет». Сыграв роль Гамлета, В. М. приходит к мысли, что не наделен большим актерским даром, так как преимущественно играет самого себя. После колебаний В. М. решает бросить театр и заняться иным родом деятельности. В. М. замечает, что за ним постоянно наблюдает некий таинственный незнакомец: символично, что этот незнакомец играет роль Призрака в «Гамлете». Это аббат, член тайного «Общества башни». Члены общества наблюдают за В. М. и, видя его незаурядность, стремятся обратить юношу на путь служения людям. Обрести себя В. М. помогает встреченная случайно неизвестная девушка — «прекрасная душа» Наталья, с которой тот связывает свою судьбу. Новые краски образу придает история загадочного Арфиста и его дочери Миньон, обаятельной и талантливой девочки, трогательной детской любовью любящей В. М., который в свою очередь чутко и бережно относится к своей маленькой подружке. В истории отношений В. М. с актерами, Арфистом, Миньон его образ приобретает сходство с персонажами романтической литературы. Итогом жизненных исканий В. М. становится приобщение к «Педагогической провинции», более таинственному и масштабному объединению, чем «Общество башни». В. М. решает стать хирургом, врачева-телем людей. Утопической картиной обретения цели завершается история В. М., согласившегося на отречение от суетности жизни ради служения людям, ради помощи каждому отдельному человеку. В финале герой осознает также, что нет смысла стремиться к бесконечному — цель должна быть обретена на земле, среди людей.
Цикл романов Гете и образ В. М. по-разному оценивались в разные эпохи. Философ Ф. Шлегель считал, что в герое проявились «величайшие тенденции эпохи». В 40-е годы XIX века на волне антигетевских настроений фигуру В. М. расценили как слабую копию персонажей Руссо. Филологическая мысль XX века видит в образе В. М. вполне реалистичес кий портрет человека XVIII века, стремящегося обрести свое место в мире.