Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832)
Иоганн Вольфганг Гете — вершина не только немецкого, но и европейского Просвещения. Творчество Гете — величайшее достояние мировой литературы, оно является грандиозным итогом всего, что было создано «веком разума»: драмы и трагедии «Гец фон Берлихинген с железной рукой» (1773), «Клавиго» (1774), «Ифиге-ния в Тавриде» (1787), «Эгмонт» (1788), «Торква-то Тассо» (1790), философская драма «Фауст» (ч. 1-2, 1808-1831); романы «Страдания молодого Вертера» (1774), «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795-1796), «Годы странствий Вильгельма
Гете родился во Франкфурте-на-Майне в знатной бюргерской семье, получил хорошее домашнее образование, а затем учился праву в двух университетах — Лейпцигском, а после некоторого перерыва из-за болезни — Страсбургском. Защитив диссертацию, летом 1771 г. Гете возвращается домой и начинает заниматься адвокатской деятельностью. Однако его влечет литература, и постепенно писательство
«Фауст» — самое значительное произведение зрелого творчества Гете. Его часто и справедливо называют поэтическим завещанием цисате-ля человечеству. Над этой книгой Гете работал более шестидесяти лет. В основу сюжета положена старинная легенда об ученом-чернокнижнике, заключившем договор с дьяволом. Этот сюжет присутствует в народной книге о докторе Фаусте (1587), с которой Гете был знаком, а также в трагедии английского драматурга К. Марло «Доктор Фауст» (1588-1589). Но Гете существенно перерабатывает старинный сюжет, насыщает его просветительской проблематикой. «Фауст» у Гете- сложное, многогранное произведение — и по содержанию, и по стилю, языку, композиции. Главная проблема книги сформулирована в прологе. Это «вечные», философские вопросы: что такое человек? В чем его сущность? Спор между Господом и Мефистофелем призван разрешить Фауст — беспокойный, ищущий герой. Познав книжную мудрость, он ощущает, что еще не понял главного — «вселенной внутреннюю связь». Поиск истины Фауст осуществляет в непрестанном споре с Мефистофелем. Испытания-соблазны, которым подвергает Мефистофель Фауста в первой части трагедии, протекают в обстановке повседневности, в реальном мире. Вторая часть — более сложное, условное повествование, где действуют исторические и мифологические персонажи. Обе части несут не только прямой, но и симвог лико-аллегорический смысл. Лишь в глубокой старости, на пороге смерти Фауст познает истину: «Лишь тот достоин жизни и свободы,^ /Кто каждый день за них идет на бой» (перевод Н. Холодковского).