«Я СЕБЯ УБИЛ.» (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Одни
Говорят, что этот человек — великий
Христианин. Другие помнят, что он был
Революционером, участвовал в заговоре
Петрашевцев, приговорен был к казни.
В белом
Халате и в колпаке смертника в жестокий
Мороз стоял он на Семеновском плацу, слушал
Приговор, ждал расстрела и, как писал об
Этом через несколько десятилетий, на
Эшафоте считал себя правым и ни в чем не
Раскаивался.
Этот
Человек с такой странной, тяжелой судьбой,
Такой бедный, загнанный, много работавший,
Этот гений, у которого не было
— он жил за границей на плохом чае, а в
России умолял одного из издателей, чтобы
Ему дали 15 рублей авансом. Имя этого гения —
Федор Михайлович Достоевский.
Теперь,
Когда открываешь самый известный и
Наиболее значительный роман Ф. М.
Достоевского — «Преступление и наказание»
— становится понятным, что такое
Произведение мог написать только человек,
Сам познавший ужас крайней нищеты,
Прошедший сквозь тюрьму и каторгу.
Итак, с
Самых первых страниц романа его главный
Герой — студент, вернее, бывший студент
Петербургского университета. Родион
По совести». Раскольников долго размышляет
Над отечественной и зарубежной историей и
Видит, что прогресс осуществляется всегда
За счет кого-то, на чьих-то страданиях,
Жертвах и крови. Опустившись на дно жизни,
Не имея даже средств для продолжения учебы
В университете (какая там учеба, когда он
Даже «спал. так как был, не раздеваясь, без
Простыни, покрываясь своим старым, ветхим,
Студенческим пальто и с одною маленькою
Подушкой в головах, под которую подкладывал
Все что имел белья, чистого и заношенного,
Чтобы было повыше изголовье»), Родион
Задумал ценой «крови по совести», убийства
Совершенно бесполезной с точки зрения. здравого
Смысла, отжившей уже свой век старухи-процентщицы,
С помощью ее денег осуществить прогресс
Своей жизни — безбедное существование,
Возможность нормально закончить
Университет и получить престижную работу.
Родион
Делит людей на две категории. К первой — «тварям
Дрожащим», принимающим молча и безропотно
Любой порядок вещей, он относит старуху. Ко
Вторым, «сильным мира сего», которым ничто
Не стоит нарушить любые моральные нормы, он
Относит не только Наполеона, Магомета, но
И себя: «.Вошь ли я, как все, или человек?
Смогу ли я переступить или не смогу?
Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь
Ли я дрожащая или право имею.»
А раз «право
Имеет», так и убивает: «Кровь хлынула как
Из опрокинутого стакана, и тело повалилось
Навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас
Же нагнулся к ее лицу; она была уже мертвая».
Казалось бы,
Мечта Раскольникова исполнилась: старуха
Мертва (правда, заодно пришлось «убрать» и
Случайного свидетеля, Лизавету), богатство (как
Потом выяснилось, лишь небольшая часть) в
Его руках, живи и радуйся, но герой наш не
Знает, что ему делать. Вообще, с какой целью
Он убил? Родион признается Сонечке
Мармеладовой: «Не для того, чтобы матери
Помочь, я убил — вздор! Не для того я убил,
Чтобы, получив средства и власть, сделаться
Благодетелем человечества. Вздор! Я просто
Убил; для себя убил, для себя одного; а там
Стал бы я чьим-нибудь благодетелем или всю
Жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из
Всех живые соки высасывал, мне в ту минуту
Все равно должно было быть!»
Жизнь
Ставила героев романа в такие тупики, когда,
С точки зрения Раскольникова,
Безнравственным становится самое
Неукоснительное соблюдение нравственности.
Любимая сестра Раскольникова Дуня готова
Выйти замуж не по любви за циничного дельца
Лужина с тем, чтобы помочь брату закончить
Университет. Не пойди Сонечка Мармеладова
На панель — умерли бы с голоду ее домочадцы.
Но
Преступление Раскольникова — не выход из
Тупика, а еще больший тупик. Родиона было по-человечески
Просто жаль, если бы он из-за страха
Разоблачения не воспользовался
Награбленным, затаился и жил по-прежнему
Тихо. Но ведь, совершив убийство,
Раскольников поставил себя в
Противоестественное положение к
Окружающим людям. Он вынужден постоянно, на
Каждом шагу лгать себе и другим, и эта ложь,
Эта «игра» иссушают, опустошают душу героя.
Преступлением Раскольников отрезал себя от
Людей, фактически он не старуху и ее сестру,
А себя убил.
Раскольникова
Постоянно тянет к людям, а те не понимают
Его, принимают за сумасшедшего. И только
Сонечка Мармеладова оказалась
Способна понять и почувствовать
Раскольникова, сопереживать ему: «.он
Вдруг поднял голову и пристально поглядел
На нее; но он встретил на себе беспокойный и
До муки заботливый взгляд ее; тут была
Любовь; ненависть его исчезла, как призрак».
В классе мы
Часто спорили: как мог Раскольников
Полюбить, мягко говоря, проститутку и, в
Свою очередь, что толкнуло Соню на любовь к
Убийце? Конечно, я склоняюсь к точке зрения,
И уже доказал выше, что и проституция Сони, и
Убийства Раскольникова были вынужденными,
Лишь способами спасения себя или близких от
Голодной смерти.
И я рад, что
Достоевский показывает читателям, как их
Обоих очищает взаимное чувство, возрождает
К жизни любовь. Именно желание примкнуть к
Людям, глотнуть живой воды из чистого
Духовного источника толкнуло
Раскольникова к Соне: «Нет, мне не слез ее
Надобно было. Надо было хоть обо что-нибудь
Зацепиться, помедлить, на человека
Посмотреть!» Тоска по человеку заставляет
Раскольникова принять от Сонечки «простонародный
Крестик». Простонародность тут не случайна.
В своем бунте герой преступен перед
Законами божескими и человеческими,
Которые живут в народе в виде изначальных
Основ христианской нравственности. Судить
Раскольникова по совести может только
Сонечка Мармеладо-ва. Это суд любовью,
Состраданием и человеческой чуткостью. С
Образом Сонечки, на мой взгляд, связана идея
Достоевского о том, что мир спасет братское
Единение между людьми во имя Христово и что
Основу этого единения нужно искать не в
Обществе «сильных мира сего», а в глубинах
Народной России.
Эпилог
Романа мажорен: «Раскольников лежал на
Нарах и думал о ней. В этот день ему даже
Показалось, что как будто все каторжные,
Бывшие враги его, уже глядели на него иначе.
Он даже сам заговаривал с ними, и ему
Отвечали ласково. Он думал об ней. Он
Вспомнил, как он постоянно ее мучил и терзал
Ее сердце; вспомнил ее бледное, худенькое
Личико, но его почти и не мучили теперь эти
Воспоминания: он знал, какою бесконечною
Любовью искупит он теперь все ее страдания».
Можно
Только порадоваться за человека, который,
Убив себя морально, сумел через любовь
Возродиться к жизни. Стоит радоваться за
Писателя, который донес до нас смысл
Преступления и наказания. Имя этого
Писателя до сих пор высится над миром. Он
Один из самых читаемых за рубежом русских
Классиков.