Рием антитезы у Толстого и Достоевского

Антитеза (противопоставление) один из важнейших литературных приемов. Противопоставляться могут объекты, имеющие хотя бы одну общую черту. Однако прием антитезы употребляется автором исключительно по его воле. И каждый случай употребления этого приема имеет свои особые причины. Автор вкладывает в антитезу в своем произведении разный смысл.
Полезно было бы разделить применение приема антитезы на два типа. Первый вид антитеза, преследующая в основном художественную цель; второй вид противопоставление, выражающее способ мышления данного

автора, особенности течения его мысли. Возможно и сопряжение обеих этих целей, преследуемых использованием антитезы; но, как правило, мы всегда сможем увидеть, какая функция этого приема преобладает в данном случае.
Мы рассмотрим применение антитезы на примере Войны и мира Толстого и Преступления и наказания Достоевского. Уже на первых страницах своего романа Толстой использует прием противопоставления. Противопоставление охватывает все больше предметов. Мало того, прием антитезы используется на разных уровнях описываемого мира. Так живая, бойкая и общительная Шерер противопоставляется ленивому и медленному
князю Василию, и в то же время противопоставляется то, что говорят эти герои, и то, что имеется в виду, иными словами, подтекст. Противопоставляется истинное и ложное, настоящее и фальшивое. Такую картину противопоставлений в эпизоде ломает появившийся извне персонаж Пьер. Несветский и, следовательно, нефальшивый молодой Безухов контрастирует со всеми остальными гостями салона Шерер. Такое положение вещей сохраняется до тех пор, пока не появится новый герой Андрей Болконский. С появлением князя Андрея противопоставление Пьера остальному светскому салонному кругу теряет актуальность. Автору это необходимо теперь для того, чтобы сфокусировать внимание читателей на двух героях, Пьере и Андрее. Они будут действующими лицами уже другого эпизода. Нам кажется, что герои, занимавшие в предыдущем эпизоде одну сторону в противопоставлении, никак не могут быть противопоставленными друг другу в дальнейшем. Однако и они противопоставляются, только уже по совершенно другим критериям: опытность, духовное состояние, психологические возможности и т. д.
Таким образом, перед нами предстает весьма интересный способ противопоставления. Знакомый нам диалектический ход мысли: тезис, антитеза, синтез, затем антитеза, тезис, новый синтез Толстой приводит как бы в обратное движение, то есть синтез раскладывается на тезис и антитезу, на следующем этапе тезис и антитеза рождают новый, иного качества, чем прежде, синтез. Эта система, разумеется, небесконечна, у нее есть нижний предел человеческие чувства, в развитии которых мы прослеживаем сходную динамику. Душевные движения одного человека дают диалектическому разделению объектов обратный ход. Поэтому мы не встретили у Толстого просто зависимости. В материальном мире все обусловлено причинно-следственной связью, а в человеческом сознании следственно-причинной: Для человеческого ума недоступна совокупность причин явлений. Но потребность отыскивать причины вложена в душу человека. Все вещи в художественном мире Толстого взаимозависимы. А систему этой взаимозависимости в движение приводит прием антитезы. Мы вправе назвать антитезу основным художественным приемом Толстого. Весь ход романа движение от одной противопоставляемой стороны к другой; — например, истинный и ложный патриотизм, народ и личность, расчет и интуиция, карьеризм и желание славы (князь Андрей) и т. д.
Важной особенностью толстовской антитезы является то, что противопоставляемые стороны не даны одновременно. Существует определенное положение вещей и только предполагаемая этому противоположность. Поэтому герои Толстого не могут выбирать, они ищут (любимые герои, разумеется). Поиск, искания для князя Андрея Болконского, Пьера Безухова и, в меньшей степени, Николая Ростова понятия определяющие.
Итак, антитеза для Толстого это основной способ философской, исторической, психологической мысли.
Велико также значение антитезы и для Достоевского, но место она занимает абсолютно другое и система на ее основе строится отличная от толстовской.
Той всеобъемлющей антитезы, что есть в Войне и мире, читатель Преступления и наказания не обнаруживает. До поры до времени входящие в роман действующие лица не противопоставляются, хотя налицо явные предпосылки таких противопоставлений; например, Раскольников и Разумихин. Наоборот, герои не только не противопоставляются, но и сближаются, сливаются. Появляется известный феномен двойничества. А причиной тому служит особое положение антитезы в романе.
Самое важное противопоставление в романе это противопоставление чувств в душе человека, чувств и мыслей. В голове Раскольникова не может появиться одна мысль, она существует в его сознании только в паре с противоположной мыслью. И, в отличие от Толстого, Достоевский позволяет своему герою иметь две противоположные мысли одновременно. Опять же в отличие от Толстого, противопоставляемые стороны несут ярко выраженный знак: добро или зло. На этом одном противопоставлении Достоевский строит все произведение, потому что от каждой противостоящей стороны берет свое начало цепочка героев, образов, пространственных символов, событий. Так, за злой стороной души Раскольникова стоят его двойники Свидригайлов и Лужин, сцены, с ними связанные, Петербург, нищета (не бедность!) и, наконец, убийство.
Следовательно, противопоставление в душе Раскольникова, глубинное противоречие в нем служит центром всего романа. Рассматриваемый нами прием антитезы основание произведения.
Но эта система не имеет времени, она, в буквальном смысле слова, моментальна. Должна быть первопричина, приводящая эту систему в действие, дарующая ей категорию времени.
Таким перводвигателем, управляющим сюжетом и композицией, в Преступлении и наказании является выбор, который делает главный герой. Как только Раскольников выбирает между добром и злом, Богом и дьяволом, снова появляется необходимость выбора, выбора, основанного на нравственности. Нравственность для Достоевского определяется тем, какой выбор делает герой. В то время как у Толстого безнравственным признается отсутствие стремления к другому, к противоположному порядку вещей. По Толстому, безнравствен человек, не стремящийся себя изменить к лучшему, человек без движения, человек в застое.
Становится понятно, что антитеза не только литературный прием, наглядно демонстрирующий читателю отличные стороны сопоставляемых объектов, но и организующий элемент мышления художника.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Рием антитезы у Толстого и Достоевского