Образ Сонечки Мармеладовой (анализ образа персонажа романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Соня. Несчастная, многострадальная Сонечка. Худенькое, бледное личико и голубые, ясные и добрые глаза. Всегда робкая походка и как будто боязнь чего-то. Как же так? Как так получилось? Что ее заставило стать «падшей женщиной»?
Да, мы все прекрасно понимаем, что это жертва, на которую может отважиться не каждый. А она смогла сделать это ради своей семьи. Семья. Какая она у Сони? Счастливая? Нет, конечно, нет. Отец ее был пьяницей и, хотя он сам это понимал, не мог ничего поделать с собой. Катерина Ивановна и ее муж в ужасной нищете растили двух

маленьких детей. Только Сонечка, эта хрупкая восемнадцатилетняя девушка, старалась помочь этим бедным людям. Она смогла переступить через себя, пренебречь честью. Для такой честной и религиозной девушки это было нелегко, даже очень нелегко. Она осознавала всю мерзость и отвратительность такого занятия, но все же пожертвовала собой. Ее отец в разговоре с Раскольниковым о своей семье не осуждает ее, а, наоборот, оправдывает ее поступок одной точной фразой: «. Когда некуда было идти.» В этот момент она не думала о себе, хотя ей было очень стыдно за себя, она лишь представляла маленьких голодных детей, постоянные ссоры отца
и Катерины Ивановны. Она пожертвовала собой ради других людей, нуждающихся в ее помощи. И все первые деньги Сонечка отдала Катерине Ивановне, все до копеечки. Она сделала это безмолвно, тихо.
Но что творилось в ее душе? Она чувствовала боль, она рыдала и ничего не могла поделать с собой. Она стала уже не той Сонечкой Мармеладовой, какой была прежде. Ее «как будто ножницами отрезали» от людей, от общества. Это чувство одиночества, разъединенности с человечеством гнетет ее чуткую и ранимую душу. Именно Сонечка Мармеладова — это та родственная душа, которая нужна Раскольникову. Совершив преступление, он мучается, не может перебороть себя, не может избавиться от угрызения совести. Ему трудно смириться с тем, что он «тварь дрожащая», он боится одиночества.
Именно ей Раскольников решается открыть страшную, мучительную тайну об убийстве Алены Ивановны и Лизаветы. Он понимает, что эта робкая девушка никакая не «тварь дрожащая», он видит в ней «сильную личность», которая много пережила и выстрадала за свою недолгую жизнь. Он рассказал ей все, но пытается убедить Соню в том, что он убил не только старуху-процентщицу, но и то зло, которое она олицетворяла, он убил вошь. Соня ответила ему: «Это человек-то вошь?» Соня не понимает его оправдания, не принимает его теорию. Она способна разделить его страдания, посочувствовать ему. Этот тяжелый груз, свалившийся на ее слабые, худые плечики, заставляет ее понять то, что есть люди на свете, которые еще больше страдают, по ее мнению, и им нужна помощь. «Она плачет навзрыд, как в истерике», бросается к нему на шею и говорит: «Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» И вот, наконец-то нашли друг друга две одинокие души, встретились два страдающих человека. Сонечка спасает Раскольникова тем, что дает ему «простонародный крестик», евангелие, и тем, что Раскольников уже не чувствует себя одиноким в своем несчастье. Она смогла вернуть его в мир людей, в общество.
У Сони нет никакой своей теории, она поступает согласно велению сердца. Соня — девушка религиозная, она верит в бога, хотя не ходит в церковь и не молится. Автор подчеркивает, что главное — быть милосердным и сострадательным.
Достоевский изображает силу народную в единстве, способность перенести все тяготы жизни вместе. Он доказывает, что жизнь сложна и что путь к обновлению лежит через сострадание.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (1 votes, average: 5,00 out of 5)


Сейчас вы читаете: Образ Сонечки Мармеладовой (анализ образа персонажа романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)